Заказать полные тексты данных документов Вы можете в компании «КонсультантПлюсКоми» по телефонам: в Сыктывкаре — (8212) 24-64-36, 29-15-51, Ухте — (82147) 5-30-96, 64-0-64, Печоре — (82142) 3-11-85, Усинске — (82144) 44-888, Воркуте — (82151) 3-24-73.
- Утверждены нормы выдачи спецодежды сотрудникам, работающим в опасных условиях
- Новые разъяснения о начислении страховых взносов в ПФР, ФСС и ФОМС
- Расчет предполагаемой годовой суммы расходов на оплату труда при создании резерва на оплату отпусков
- Бесплатные обеды для подрядчиков облагаются НДС
- При оказании бытовых услуг плательщик ЕНВД обязан оформлять бланки строгой отчетности
- Субсидия на развитие бизнеса, предоставленная плательщику ЕНВД, не учитывается в доходах при исчислении НДФЛ
1.Утверждены нормы выдачи спецодежды сотрудникам, работающим в опасных условиях
- Приказ Минздравсоцразвития России от 01.09.2010 N 777н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением"
Приказом от 01.09.2010 N 777н (далее — Приказ) Минздравсоцразвития утвердило типовые нормы выдачи спецодежды работникам, осуществляющим деятельность в условиях повышенной опасности. Приложение N 1 к Приказу устанавливает такие нормы по отношению к:
- — сотрудникам пожарной охраны;
- — сотрудникам подразделений и организаций, участвующих в предупреждении чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- — иным работникам, занятым на вредных или опасных работах.
Приложением N 2 утверждены нормы выдачи для сотрудников государственной авиации МЧС России.
Приложение N 1 состоит из 8 разделов, в которых прописаны нормы выдачи спецодежды в зависимости от видов осуществляемых работ (тушение пожаров, поисково-спасательные работы и т.д.). На восьмой раздел ("Общие профессии и должности") стоит обратить внимание также организациям, не входящим в структуру МЧС.
Спецодежда и иные средства индивидуальной защиты выдаются в зависимости не только от условий труда, но и от района работы. Перечень таких районов также утвержден Приказом.
наверх2.Новые разъяснения о начислении страховых взносов в ПФР, ФСС и ФОМС
- Письмо Минздравсоцразвития России от 12.08.2010 N 2622-19
Минздравсоцразвития России продолжает разъяснять порядок начисления страховых взносов на выплаты работникам.
По мнению ведомства, взносами облагаются любые выплаты работникам к праздничным и юбилейным датам. Эти средства подпадают под действие ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее — Закон), поскольку они перечисляются в рамках трудовых отношений.
Отметим, однако, что обложению подлежат не любые выплаты к праздничным и юбилейным датам, а только те, которые предусмотрены:
- — трудовым договором;
- — коллективным договором или иным локальным актом организации (при наличии ссылки на данные акты в трудовом договоре).
Это объясняется буквальным толкованием ч. 1 ст. 7 Закона. Согласно данной норме объектом обложения взносами признаются выплаты и вознаграждения по трудовым договорам, гражданско-правовым, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским. Подобные вопросы начисления взносов уже рассматривались в выпусках обзора. См., например, Выпуск от 25.08.2010.
В рассматриваемом Письме также даны разъяснения относительно процентов, перечисляемых работнику по договору займа. С точки зрения Минздравсоцразвития России, на эти выплаты взносы не начисляются. Это объясняется тем, что такой договор относится к числу соглашений, предметом которых является переход права собственности (ст. 807 ГК РФ). А в силу ч. 3 ст. 7 Закона выплаты в рамках договоров такого вида взносами не облагаются.
Кооперативные выплаты, перечисляемые пайщикам согласно Закону РФ от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ", также не облагаются взносами. Минздравсоцразвития России объясняет, что такого рода выплаты производятся на основании решения общего собрания участников потребительского общества, а не в рамках трудовых отношений. При этом не имеет значения, является ли пайщик работником кооператива.
наверх3.Расчет предполагаемой годовой суммы расходов на оплату труда при создании резерва на оплату отпусков
- Письмо Минфина России от 24.09.2010 N 03-03-06/1/617
Минфин России рассмотрел вопрос о порядке расчета предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков при формировании резерва.
Согласно п. 1 ст. 324.1 НК РФ организация, решившая создать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, должна отразить в учетной политике принятый ей способ резервирования, установить предельную сумму отчислений и их ежемесячный процент. Для этого необходимо составить смету, отражающую расчет размера ежемесячных отчислений. Она составляется на основании сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая страховые взносы в ПФР, ФСС РФ и ФОМС с этих затрат. Процент отчислений определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда. В п. 4 упомянутой статьи указано, что резерв должен быть уточнен с учетом количества дней неиспользованного отпуска, среднедневных расходов на оплату труда работников и обязательных отчислений вышеуказанных страховых взносов. В соответствии со ст. 120 ТК РФ продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается.
Исходя из этого, финансовое ведомство делает вывод о том, что предполагаемая годовая сумма расходов на оплату труда может быть рассчитана с учетом всего количества неиспользованных дней отпуска. При этом расходы на оплату отпусков, включая предоставленные в счет неиспользованных отпусков прошлых лет, учитываются за счет средств сформированного резерва. Аналогичные выводы содержит Письмо Минфина России от 13.07.2010 N 03-03-06/2/125.
наверх4.Бесплатные обеды для подрядчиков облагаются НДС
- Письмо Минфина России от 22.09.2010 N 03-03-06/1/609
Минфин России в Письме от 22.09.2010 N 03-03-06/1/609 рассмотрел вопрос о том, облагается ли НДС безвозмездная передача обедов подрядчикам.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории России облагается НДС. При этом реализацией признается также передача права собственности на товары, результатов работ и оказание услуг на безвозмездной основе. Из этого финансовое ведомство делает вывод о том, что безвозмездная передача продуктов питания (обедов) физлицам, привлеченным по договорам подряда, является объектом НДС.
Сходный вопрос ранее рассматривало УФНС России по г. Москве. Управление пришло к выводу о том, что безвозмездное обеспечение обедами работников организации облагается НДС (Письмо от 03.03.2010 N 16-15/22410).
наверх5.При оказании бытовых услуг плательщик ЕНВД обязан оформлять бланки строгой отчетности
- Письмо Минфина России от 27.09.2010 N 03-01-15/7-216
В прошлом году плательщики ЕНВД получили новую возможность не использовать кассовый аппарат. Она предполагает выдачу по требованию покупателя подтверждающего платеж документа (например, товарного чека или квитанции). Такие правила содержатся в п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ (далее — Закон). Ранее осуществлять наличные расчеты без ККТ можно было только в двух случаях:
- — при оказании услуг населению. В этом случае вместо кассового чека организация или предприниматель оформляли бланк строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона).
- — при осуществлении деятельности, виды которой перечислены в п. 3 ст. 2 Закона. К ним относится, например, продажа газет, журналов, лотерейных билетов, проездных билетов в городском общественном транспорте, торговля в развал бахчевыми культурами и овощами.
Финансовое ведомство разъяснило, что организации и предприниматели, уплачивающие единый налог в отношении бытовых услуг, могут не применять ККТ, только если они выдают клиенту бланк строгой отчетности. Следовательно, такие налогоплательщики не подпадают под действие п. 2.1 ст. 2 Закона и должны руководствоваться п. 2 ст. 2 Закона. Аналогичные разъяснения давали Минфин России в Письме от 23.08.2010 N 03-01-15/7-191 и ФНС России в Письме от 17.05.2010 N АС-17-2/238.
Отметим, что за нарушение порядка использования кассовой техники организации грозит штраф от 30 до 40 тыс. руб., а предпринимателям — от 3 до 4 тыс. руб. (ст. 14.5 КоАП РФ).
На данный момент в судебной практике сложился определенный подход к вопросу применения ст. 14.5 КоАП РФ к плательщикам ЕНВД, оказывающим услуги населению. По мнению судов, таких лиц можно привлечь к ответственности только в том случае, если они отказались по требованию покупателя выдать бланк строгой отчетности. См., например, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 06.08.2010 N А32-7002/2010-3/115-5АЖ, ФАС Поволжского округа от 02.06.2010 N А65-36131/2009, ФАС Волго-Вятского округа от 04.03.2010 N А79-12036/2009.
наверх6.Субсидия на развитие бизнеса, предоставленная плательщику ЕНВД, не учитывается в доходах при исчислении НДФЛ
- Письмо Минфина России от 23.09.2010 N 03-11-11/250
Минфин России рассмотрел вопрос о включении в налоговую базу по НДФЛ субсидии на развитие бизнеса, которая была предоставлена предпринимателю — плательщику ЕНВД.
Согласно п. 4 ст. 346.26 НК РФ предприниматели, перешедшие на ЕНВД, освобождаются от НДФЛ в отношении доходов от деятельности, которая облагается единым налогом. Аналогичные положения предусмотрены п. 24 ст. 217 НК РФ. Основываясь на этом, финансовое ведомство полагает, что субсидия на развитие бизнеса, полученная предпринимателем — плательщиком ЕНВД, не учитывается в доходах при расчете НДФЛ.
Ранее Минфин России придерживался противоположного мнения (Письма от 26.04.2010 N 03-11-11/117, от 10.03.2010 N 03-11-11/45).
наверхДосудебный порядок обжалования распространяется и на решения об отказе в возмещении НДС
- (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.09.2010 N А19-5572/10)
ФАС Восточно-Сибирского округа разрешил спор, который возник между налогоплательщиком и инспекцией, отказавшей ему в возмещении НДС. Налоговый орган признал необоснованной полученную организацией налоговую выгоду и неправомерным — предоставление вычета. Налогоплательщик обратился в арбитражный суд и выиграл дело.
Суд первой инстанции счел, что досудебный порядок урегулирования спора, на необходимость которого ссылалась инспекция, не является обязательным для обжалования решения об отказе в возмещении НДС.
Оспаривая судебное решение в кассационной жалобе, инспекция помимо прочего указала на то, что удовлетворение требований налогоплательщика неоправданно в силу того, что им не был соблюден указанный порядок. ФАС согласился с выводами налогового органа, обосновав свое решение следующим.
Согласно п. 7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа выносит решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности. Решения налоговых органов могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или в суд. При этом п. 5 ст. 101.2 НК РФ установлено, что в судебном порядке указанные акты могут быть обжалованы только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе. Решение о возмещении или об отказе в возмещении НДС инспекция принимает одновременно с решением о привлечении к ответственности. При этом положения ст. 176 НК РФ не предусматривают самостоятельной процедуры принятия решения об отказе в возмещении налога.
По мнению суда, из указанных норм следует, что решение об отказе в возмещении налога основано на решении о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности. Следовательно, такое решение не является самостоятельным результатом проверки той декларации, в которой налогоплательщик заявил право на возмещение налога. Поэтому досудебный порядок обжалования распространяется и на решение об отказе в возмещении НДС.
Аналогичные выводы содержит Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.05.2010 N А43-22035/2009, противоположные же встречались во многих решениях (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 11.06.2010 N А70-8627/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.11.2009 N А78-309/2009, ФАС Поволжского округа от 25.05.2010 по делу N А55-34141/2009).
1.Можно ли применить вычет НДС, если заявление об отказе от льготы было подано с нарушением установленного срока?
Название документа:ФНС России рассмотрела вопрос об отказе от льготы по НДС и его последствиях.
Некоторым налогоплательщикам невыгодно пользоваться соответствующей льготой, поскольку часть покупателей — плательщиков НДС охотнее заключают сделки, если в цену товара включен данный налог. Кроме того, отказавшись от льготы, налогоплательщики могут принимать "входной" НДС к вычету. Напомним, что в соответствии с п. 5 ст. 149 НК РФ отказаться можно только от тех льгот, которые перечислены в п. 3 этой статьи. При этом необходимо подать соответствующее заявление в инспекцию не позднее первого числа периода, с которого планируется отказ от льготы. Налогоплательщики не всегда соблюдают это правило, в связи с чем задаются вопросом, влечет ли несвоевременное представление заявления отказ в вычете "входного" НДС по приобретенным товарам, использованным в льготируемой деятельности.
По мнению ФНС России, в случае нарушения установленного срока отказ от льготы становится недействительным в отношении налогового периода, в котором представлено заявление. В такой ситуации не применять освобождение можно будет только со следующего периода. Так, если заявление представлено 1 апреля 2010 г., льготу можно не применять уже со второго квартала. Если же уведомление направлено в инспекцию позднее указанной даты, освобождение прекращает действовать лишь с третьего квартала. При этом факт того, с какого момента зафиксирован отказ от льготы в учетной политике организации, не имеет значения.
ФНС России также разъясняет, что в случае неправомерного отказа от льготы предъявленный покупателям НДС в силу п. 5 ст. 173 НК РФ перечисляется в бюджет. В данной норме установлено, что лица, оформившие счет-фактуру, уплачивают указанный в нем НДС независимо от того, применяют ли они льготу. Соответственно, такие налогоплательщики не вправе принять к вычету "входной" НДС по приобретенным товарам. Данный налог учитывается ими в стоимости товаров согласно п. 2 ст. 170 НК РФ. Некоторые суды согласны с таким подходом (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 06.02.2008 N А57-4159/07-22).
Однако точка зрения ФНС России является спорной. Согласно противоположной позиции отказ от льготы действителен и в случае нарушения срока подачи заявления. Налогоплательщик вправе применять вычеты НДС, если он выставлял счета-фактуры по льготируемым товарам, работам, услугам и уплачивал налог в бюджет. Это связано с тем, что отказ от льготы носит уведомительный характер. А гл. 21 НК РФ не предусматривает никаких последствий пропуска срока, предусмотренного п. 5 ст. 149 НК РФ. Учитывая, что в соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неясности актов законодательства о налогах толкуются в пользу налогоплательщика, последний может применять вычеты, несмотря на то, что опоздал с подачей заявления. Кроме того, по мнению некоторых судов, несвоевременность представления уведомления об отказе от льготы не свидетельствует о неправомерном применении налоговых вычетов, поскольку ст. 171, 172 НК РФ не содержат такого условия. См. Постановления ФАС Уральского округа от 18.02.2008 N Ф09-427/08-С2, от 18.04.2007 N Ф09-2751/07-С2.
Таким образом, плательщик НДС, нарушивший срок подачи заявления об отказе от льготы, вправе применять вычеты по приобретенным товарам, работам, услугам. Однако данная точка зрения нуждается в судебной защите. Дополнительные материалы см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.
наверх2.Могут ли работодатели, не расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, учесть в расходах оплату проезда к месту отпуска и обратно?
Название документа:Минфин России высказался о возможности учета оплаты проезда работников к месту отпуска и обратно при исчислении налога на прибыль. По мнению финансового ведомства, такие расходы вправе признать только организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Работодатели, находящиеся на иных территориях, не должны учитывать подобные затраты в налоговой базе. К такому выводу ведомство пришло на основании п. 7 ст. 255 НК РФ и ст. 325 ТК РФ. Аналогичное мнение высказывалось министерством и ранее (Письма от 01.02.2010 N 03-03-06/1/37, от 29.01.2010 N 03-03-06/2/10, от 14.03.2006 N 03-03-04/2/72).
Приведенная точка зрения небесспорна. Согласно п. 7 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся фактические затраты на оплату проезда к месту отпуска и обратно (включая затраты на провоз багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). Эти суммы учитываются в расходах организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Прочие организации сами определяют порядок учета таких затрат. Из буквального толкования указанной нормы следует, что налогоплательщик вправе признать в расходах оплату проезда к месту отпуска и обратно независимо от территории расположения организации. Такой же вывод сделан в Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.09.2006 N А74-546/06-Ф02-4562/06-С1 и ФАС Московского округа от 12.09.2006, 19.09.2006 N КА-А40/7811-06.
Отметим, что в расходы также включаются затраты, предусмотренные трудовым и (или) коллективным договором (п. 25 ст. 255 НК РФ). Поэтому для минимизации споров с налоговыми органами организации следует закрепить в таких договорах свою обязанность оплачивать вышеназванный проезд.
Таким образом, организация вправе включить в расходы оплату проезда сотрудников к месту отпуска и обратно независимо от места своего расположения. Однако с учетом позиции Минфина России можно предположить высокую вероятность споров с налоговыми инспекциями.
наверх