КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор договоров»
Новшества

Новые документы для бухгалтера // 13.01.2010

 

КонсультантПлюс: НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА. Выпуск от 13.01.2010

 

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

 

Содержание обзора

 

Новости

1. Увеличен размер государственной пошлины >>>

2. Изменены условия привлечения к уголовной ответственности за неуплату налогов >>>

3. Ставка рефинансирование в очередной раз снижена >>>

4. Для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты физлицам, утверждена форма расчета, представляемого в Пенсионный фонд РФ >>>

5. Подтвердить обоснованность перечисления экспортной выручки третьим лицом можно не только договором поручения >>>

 

Комментарии

1. Новые изменения в часть вторую Налогового кодекса РФ >>>

2. Правомерно ли указание в справке об уплате налогов суммы задолженности, которую нельзя взыскать? >>>

 

Судебное решение недели

При переходе на УСН подтверждать право на применение освобождения от уплаты НДС по истечении 12 календарных месяцев необязательно >>>

 

 

 

Новости

 

1. Увеличен размер государственной пошлины

Федеральный закон от 27.12.2009 N 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"

 

Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ. Поправки коснулись и Налогового кодекса, а именно гл. 25.3 "Государственная пошлина". В соответствии с п. 1 ст. 28 данного Закона он вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" 29.12.2009). Основное новшество заключается в повышении размера государственной пошлины, которое затронуло практически все ее виды.

Так, например, в среднем в два раза увеличен размер госпошлины, уплачиваемой по делам, которые рассматриваются в арбитражных судах (новая редакция п. 1 ст. 333.21 НК РФ). Следует отметить, что для организаций остался прежним размер госпошлины, уплачиваемой при подаче заявления в арбитражный суд о признании нормативного правового акта недействующим, ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) госорганов незаконными, - как и прежде, ее сумма составляет 2000 руб. Для предпринимателей размер такой госпошлины повысился в два раза и равен 200 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ). Более чем в два раза увеличен размер госпошлины, которая уплачивается за совершение действий, связанных с приобретением (выходом) гражданства, въездом или выездом из России (новая редакция п. 1 ст. 333.28 НК РФ). Отметим, что госпошлина за выдачу загранпаспорта старого образца составит теперь 1000 руб., а за загранпаспорт нового поколения придется заплатить 2500 руб. (пп. 1, 2 п. 1 ст. 333.28 НК РФ). Самые кардинальные перемены затронули ст. 333.33 НК РФ. Новая редакция п. 1 данной статьи предусматривает суммы госпошлин для 126 различных юридически значимых действий. Размеры госпошлин, которые ранее были установлены данной статьей, в среднем увеличены в два раза. Отметим, что самое значительное повышение коснулось следующих видов обязательных платежей: за выдачу свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения - 500 руб. (увеличение в 10 раз - пп. 46 п. 1 ст. 333.33 НК РФ), за проставление апостиля - 1500 руб. за каждый документ (увеличение в 5 раз - пп. 48 п. 1 ст. 333.33 НК РФ) и за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц - 50 000 руб. (увеличение в 5 раз - пп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Внесены изменения в ст. 333.35 НК РФ, которая предусматривает льготы по уплате госпошлины для отдельных категорий физлиц и организаций. Данная статья дополнена новыми положениями, позволяющими в отдельных случаях не уплачивать госпошлину: например, за госрегистрацию прекращения арестов недвижимого имущества (новая редакция пп. 5 п. 3 ст. 333.35 НК РФ) или за госрегистрацию прекращения ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество (новый пп. 8.2 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).

Напомним, что с 1 июля 2009 г. на территории России прекратили действовать игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов), не имеющие разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне (п. 9 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ). В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ объекты обложения налогом на игорный бизнес (игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы), зарегистрированные за указанными игорными заведениями, подлежат снятию с учета по решению налогового органа без заявления налогоплательщика. При этом инспекция должна письменно уведомить налогоплательщика о таком решении в течение шести дней.

 

2. Изменены условия привлечения к уголовной ответственности за неуплату налогов

Федеральный закон от 29.12.2009 N 383-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

 

Поправки, внесенные в часть первую Налогового кодекса РФ, а также Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции", смягчают условия привлечения лиц к уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с нарушением законодательства о налогах и сборах. Рассмотрим самые важные изменения.

Так, значительно увеличен размер задолженности по налогам (пеням, штрафам), который влечет уголовную ответственность для налогоплательщиков. Согласно ст. 198 УК РФ для физлиц крупным размером считается сумма задолженности более 600 тыс. руб. (за три года подряд) либо свыше 1,8 млн. руб. (ранее - 100 тыс. руб. и 300 тыс. руб. соответственно), а особо крупным - более 3 млн. руб. (за три года подряд) либо свыше 9 млн. руб. (ранее - 500 тыс. руб. и 1 млн. руб. соответственно). В силу внесенных в ст. 199 УК РФ изменений для юридических лиц крупным размером признается задолженность более 2 млн. руб. (за период - три года подряд) либо свыше 6 млн. руб. (ранее - 500 тыс. руб. и 1 млн. руб. соответственно), а особо крупным - более 10 млн. руб. (за три года подряд) либо 30 млн. руб. и более (ранее - 2,5 млн. руб. и 7,5 млн. руб. соответственно). Указанными статьями также предусмотрено, что лицо, впервые совершившее преступление (уклонение от уплаты налогов), освобождается от уголовной ответственности, если недоимка (пени, штрафы) будет полностью уплачена в бюджет.

Кроме того, Уголовно-процессуальный кодекс РФ дополнен новой ст. 28.1, которая определяет порядок прекращения уголовного преследования, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах. Так, кроме общих оснований прекращения уголовного преследования в данной норме предусмотрено дополнительное основание: если до окончания предварительного следствия ущерб, причиненный бюджетной системе РФ в результате преступления, возмещен в полном объеме (т.е. недоимка, пени и штрафы уплачены полностью). Еще одно изменение внесено в ст. 108 УПК РФ: в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных статьями УК РФ за уклонение от уплаты налогов (сборов), неисполнение обязанностей налогового агента, сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов (сборов), не может применяться такая мера пресечения, как заключение под стражу (за исключением обстоятельств, предусмотренных ч. 1 этой статьи).

Налоговым кодексом РФ уточнены обязанности налогового органа. Материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела направляются в органы внутренних дел через два месяца по истечении срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 3 ст. 32 НК РФ). В свою очередь органы внутренних дел должны уведомлять налоговые органы о результатах рассмотрения таких материалов (п. 15.1 ст. 101 НК РФ). На период их рассмотрения приостанавливается исполнение решений о привлечении физлица к ответственности за налоговое правонарушение и о взыскании соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа (п. 15.1 ст. 101 НК РФ). Исполнение указанных решений возобновляется, если по итогам рассмотрения материалов будет отказано в возбуждении уголовного дела, дело прекращено либо по данному делу будет вынесен оправдательный приговор.

Поправки, внесенные в НК РФ, вступили в силу 31.12.2009 (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2009 N 383-ФЗ). Рассмотренные изменения в УК РФ и УПК РФ действуют с 1 января текущего года.

 

3. Ставка рефинансирование в очередной раз снижена

Указание Банка России от 25.12.2009 N 2369-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

 

Совет директоров Банка России принял решение о снижении с 28 декабря 2009 г. ставки рефинансирования и процентных ставок по отдельным операциям ЦБ РФ на 0,25 процентного пункта (Информация ЦБ РФ). Соответственно, с указанной даты ставка рефинансирования ЦБ РФ составляет 8,75 процента годовых. Отметим, что это десятое по счету снижение ставки рефинансирования в течение прошлого года. Как указывается в Информации ЦБ РФ, дальнейшие шаги по изменению процентных ставок будут определяться развитием инфляционных тенденций, динамикой показателей производственной и кредитной активности, а также состоянием внутреннего финансового рынка.

 

4. Для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты физлицам, утверждена форма расчета, представляемого в Пенсионный фонд РФ

Приказ Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 894н "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам"

 

С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, который регулирует отношения по исчислению и уплате страховых взносов, а гл. 24 НК РФ "Единый социальный налог" утратила силу (ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ). Плательщики, производящие выплаты физлицам, подают расчет по взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в территориальные органы ПФР (по месту своего учета). Во исполнение п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ рассматриваемым Приказом утверждена форма такого расчета (форма РСВ-1 ПФР).

Указанная форма состоит из титульного листа и пяти разделов. Данные о плательщике, производящем выплаты физлицам, отражаются на титульном листе. Первые два раздела представляют собой непосредственно расчет по начисленным и уплаченным пенсионным взносам и взносам на ОМС по общеустановленному тарифу. В раздел 3 формы РСВ-1 ПФР вносится информация о выплатах, которые в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ст. ст. 7 - 9) не облагаются страховыми взносами. Раздел 4 заполняется плательщиками, использующими труд инвалидов, общественными организациями инвалидов и компаниями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. Указанные плательщики в течение 2010 - 2014 гг. будут уплачивать взносы по пониженным тарифам (п. 2 ч. 2 ст. 57 и п. 4 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). И, наконец, раздел 5 нужно представлять при наличии задолженности (переплаты) по обязательному пенсионному страхованию, образовавшейся по состоянию на 31.12.2009.

Согласно ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ подать расчет в ПФР необходимо до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (т.е. до 1 мая, 1 августа, 1 ноября и 1 февраля следующего года). В соответствии с Приказом плательщики страховых взносов, производящие выплаты и выплачивающие иные вознаграждения физлицам, должны представить расчет по утвержденной форме, уже начиная с отчета за I квартал текущего года (т.е. до 1 мая).

 

5. Подтвердить обоснованность перечисления экспортной выручки третьим лицом можно не только договором поручения

Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.2009 N 20-П "По делу о проверке конституционности положения абзаца пятого подпункта 2 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"

 

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0 процентов при экспорте товаров необходимо наряду с другими документами представить выписку банка о поступлении выручки за реализованный товар. При этом, если выручка поступила на счет экспортера от третьего лица, а не от иностранного покупателя, налогоплательщик также должен представить договор поручения по оплате поставленного товара, заключенный между иностранным контрагентом и организацией (лицом), перечислившей деньги (абз. 5 пп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ). На практике данное правило вызывает многочисленные споры. Налоговые органы буквально толкуют эту норму и требуют при поступлении выручки от третьего лица представить именно договор поручения (см. Письмо УФНС России по г. Москве от 22.08.2008 N 19-11/079044). В противном случае следует отказ в применении нулевой ставки. Однако судебная практика складывается в пользу налогоплательщиков: подтвердить основания для перечисления денег третьим лицом можно и другими документами (см. Постановление ФАС Московского округа от 18.06.2009 N КА-А40/5308-09). Подробнее по данному вопросу см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДС.

Данное положение рассмотрел Конституционный Суд РФ и признал абз. 5 пп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ не соответствующим Конституции РФ в части подтверждения права третьего лица на перечисление денег только договором поручения. Ведь гражданское законодательство предусматривает возможность использования и других средств, помимо договора поручения, для урегулирования отношений по оплате товара третьим лицом. А действующая формулировка спорного абзаца исключает возможность представления иных доказательств. Вместе с тем в рассматриваемом Постановлении отмечено, что налогоплательщики не освобождаются от представления доказательств (в том числе это может быть и договор поручения), которые позволили бы квалифицировать поступивший от третьего лица платеж как экспортную выручку от реализации конкретного товара.

По общему правилу с момента вступления в силу Постановления Конституционного Суда РФ (23.12.2009) положения, признанные неконституционными, применяться не могут; федеральный законодатель должен внести соответствующие поправки в абз. 5 пп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ.

 

 

 

Комментарии

 

1. Новые изменения в часть вторую Налогового кодекса РФ

 

Название документа:

Федеральный закон от 27.12.2009 N 368-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

 

Комментарий:

Федеральным законом от 27.12.2009 N 368-ФЗ вносятся изменения в Налоговый кодекс РФ, которые касаются НДС, НДФЛ, налога на прибыль и транспортного налога. Большинство поправок устраняют неясности, присутствовавшие в НК РФ, и благоприятны для налогоплательщиков. Однако часть их вызовет трудности при применении на практике. Рассмотрим подробнее нововведения, руководствоваться которыми налогоплательщики должны уже в текущем году.

 

1.1. Документы, подтверждающие право на применение

нулевой ставки НДС при экспорте, подаются в инспекцию

в течение 270 календарных дней

 

В соответствии с п. 9 ст. 165 НК РФ для подтверждения нулевой ставки НДС установлен срок в 180 календарных дней с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов. Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ данный срок был продлен на 90 дней в отношении товаров, помещенных под соответствующий таможенный режим в период с 1 июля 2008 г. по 31 декабря 2009 г. (в Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ введена ст. 27.3). При этом в ст. 27.3 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ не уточнялось, какие именно имеются в виду дни - рабочие или календарные. По правилам п. 6 ст. 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных. Поскольку в ст. 27.3 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ указания на календарные дни не было, на практике возникали проблемы при расчете увеличенного срока подачи документов для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС.

Минфин России в Письме от 31.03.2009 N 03-07-08/76 разъяснял, что 90-дневный срок исчисляется именно в календарных днях, так как продлевается срок, который предусмотрен как раз в таких днях. Поэтому, по мнению финансового ведомства, увеличенный срок для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС в указанный период был равен 270 календарным дням. В то же время указание на календарные дни содержится только в п. 9 ст. 165 НК РФ, а из положений ст. 27.3 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ неясно, о каких именно днях идет речь. Согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Значит, период для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС в отношении товаров, помещенных под соответствующий таможенный режим с 1 июля 2008 г. по 31 декабря 2009 г., нужно исчислять так: 180 календарных дней с даты помещения товаров под соответствующий таможенный режим плюс 90 рабочих дней.

Федеральным законом от 27.12.2009 N 368-ФЗ вновь продлено увеличение срока подачи документов для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС при экспорте. Соответствующее дополнение внесено непосредственно в п. 9 ст. 165 НК РФ. При этом уточняется, что срок увеличивается именно на 90 календарных дней. Кроме того, отмечено, что срок увеличивается, если товары помещены под соответствующие таможенные режимы в период с 1 июля 2008 г. до 31 марта 2010 г. То есть вопрос расчета увеличенного срока подачи документов для подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте в период с 1 июля 2008 г. по 31 декабря 2009 г. вроде бы решен, и до 31 марта 2010 г. указанный срок составляет 270 календарных дней.

Однако есть иная точка зрения по данному вопросу: срок в 270 календарных дней используется при помещении товаров под соответствующий режим экспорта только в период с 1 января по 31 марта 2010 г. Данное ограничение, которое введено в НК РФ п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ, в отношении товаров, экспортируемых в период с 1 июля 2008 г. по 31 декабря 2009 г., ухудшает положение налогоплательщиков, поскольку, как отмечено ранее, формально увеличенный срок в этот период должен был рассчитываться как 180 календарных дней плюс 90 рабочих. Согласно п. 2 ст. 5 НК РФ акты о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, не могут иметь обратной силы.

Таким образом, срок для представления документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки НДС, нужно исчислять следующим образом:

- в отношении товаров, помещенных под соответствующий таможенный режим в период с 1 июля 2008 г. по 31 декабря 2009 г., - 180 календарных дней (с даты помещения) плюс 90 рабочих дней (ст. 27.3 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ);

- в отношении товаров, помещенных под соответствующий таможенный режим в период с 1 января по 31 марта 2010 г., - 270 календарных дней (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ).

 

1.2. Предельная величина процентов, учитываемых в расходах,

зависит от момента образования долгового обязательства

 

С 1 сентября 2008 г. при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, предельная величина процентов, которые учитывались в расходах, признавалась равной ставке рефинансирования, увеличенной в 1,5 раза (по обязательствам в рублях), и 22 процентам (по обязательствам в валюте). С 1 августа до 31 декабря 2009 г. применялась новая предельная величина процентов, равная ставке рефинансирования, увеличенной в два раза (при оформлении долгового обязательства в рублях), и 22 процентам (по обязательствам в иностранной валюте) (ст. ст. 2, 5, п. 5 ст. 6 Федерального закона от 19.07.2009 N 202-ФЗ). Подробнее об этом см. "Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2009 года".

С 1 января по 30 июня 2010 г. продляется приостановление действия абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ. Касается оно только расходов в виде процентов по долговым обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 г., и в период приостановления указанной нормы применяется предельная величина, равная ставке рефинансирования, увеличенной в два раза (при оформлении долгового обязательства в рублях), и 15 процентам (по обязательствам в валюте) (ст. 4 Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ).

Следует отметить, что согласно п. 8 ст. 272 НК РФ организация определяет предельную величину процентов, учитываемых в расходах, на момент их признания, т.е. на конец отчетного периода. Таким образом, при учете процентов по долговым обязательствам следует обратить внимание на следующее:

- если долговое обязательство возникло до 1 ноября 2009 г., то по итогам IV квартала 2009 г. при отсутствии обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, либо по выбору налогоплательщика, предельная величина процентов рассчитывается исходя из ставки рефинансирования, увеличенной в два раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и 22 процентов - по обязательствам в валюте (ст. ст. 2, 5, п. 5 ст. 6 Федерального закона от 19.07.2009 N 202-ФЗ). В I и II квартале 2010 г. следует применять предельную величину процентов, равную ставке рефинансирования, увеличенной в два раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и 15 процентам - по обязательствам в валюте (ст. 4 Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ);

- если долговое обязательство возникло после 1 ноября 2009 г., то по итогам IV квартала 2009 г. предельная величина процентов также признается равной ставке рефинансирования, увеличенной в два раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и 22 процентам - по обязательствам в валюте (ст. ст. 2, 5, п. 5 ст. 6 Федерального закона от 19.07.2009 N 202-ФЗ). Однако в I и последующих кварталах 2010 г. будет применяться старый порядок учета расходов в виде процентов по долговым обязательствам (т.к. приостановление абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ в отношении таких обязательств не действует): предельная величина процентов принимается равной ставке рефинансирования, увеличенной в 1,1 раза, - по обязательствам в рублях и 15 процентам - по обязательствам в валюте (абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ).

 

1.3. Смягчены условия применения нулевой ставки налога

на прибыль по доходам в виде дивидендов

 

По доходам в виде дивидендов, получаемых российскими организациями от иных (российских или иностранных) компаний, может применяться налоговая ставка 0 процентов (пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ). Однако для этого необходимо соблюдение нескольких условий:

1) получающая дивиденды организация должна непрерывно в течение 365 дней (или более) до принятия решения о выплате дивидендов владеть не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) компании, выплачивающей дивиденды. Также для применения нулевой ставки организация может владеть депозитарными расписками, которые дают право на получение в качестве дивидендов суммы, соответствующей не менее чем 50 процентам от общей суммы выплачиваемых дивидендов;

2) стоимость вклада (доли) или депозитарных расписок должна превышать 500 млн. руб.;

3) когда дивиденды выплачивает иностранная организация, то нулевая ставка применяется, если государство постоянного местонахождения иностранной компании не включено в перечень офшорных зон, утвержденный Приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н.

Федеральным законом от 27.12.2009 N 368-ФЗ из пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ исключено требование о стоимости вклада (доли) - не менее 500 млн. руб. Как следствие, для подтверждения права на применение нулевой ставки не нужно представлять сведения о стоимости приобретения (получения) права собственности на вклад (долю) в уставном капитале организации (соответствующее изменение внесено в пп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ). Данные поправки будут действовать с 2011 г., но новые правила можно применять уже при расчете доходов в виде дивидендов, начисленных по результатам деятельности организаций за 2010 г. (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ).

Следует отметить, что на практике много вопросов возникало именно в связи с установленным лимитом (500 млн. руб.) стоимости вклада (доли). Например, в какой момент должен соблюдаться указанный лимит - приобретения (получения) вклада или доли либо выплаты дивидендов? Кроме того, спорным был вопрос о том, должна ли стоимость вклада (доли) превышать 500 млн. руб. в течение 365 календарных дней подряд до даты принятия решения о выплате дивидендов. Подробнее об этом см. выпуски обзора от 13.03.2008 и от 02.12.2009.

Таким образом, с внесением Федеральным законом от 27.12.2009 N 368-ФЗ поправок в пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ применять нулевую ставку налога на прибыль по доходам в виде дивидендов станет немного проще.

 

1.4. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие

перевозки, не уплачивают транспортный налог в отношении

морских, речных и воздушных судов

 

Наконец-то на законодательном уровне в пользу индивидуальных предпринимателей решился вопрос о возможности применения ими льготы по транспортному налогу. Дело в том, что до 01.01.2010 в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения не признавались пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находившиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых являлось осуществление пассажирских или грузовых перевозок. Аналогичной нормы в отношении индивидуальных предпринимателей НК РФ не содержал. Следовательно, предприниматели-перевозчики не признавались лицами, чьи суда освобождались от обложения транспортным налогом. Подобные разъяснения давали контролирующие органы (Письма ФНС России от 10.09.2009 N ШС-20-7/1331, Минфина России от 13.11.2008 N 03-05-06-04/67), а судебная практика подтверждала такой подход (Постановления Президиума ВАС РФ от 21.07.2009 N 3513/09, ФАС Поволжского округа от 22.10.2009 N А12-7381/2009, ФАС Уральского округа от 15.12.2008 N Ф09-9419/08-С3, ФАС Волго-Вятского округа от 01.10.2008 N А43-4331/2008-31-65).

Теперь в пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ в качестве лиц, имеющих право на льготу, добавлены индивидуальные предприниматели. Нововведение действует с 1 января 2010 г. (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ). Поэтому предприниматели - так же, как и организации, основным видом деятельности которых являются пассажирские или грузовые перевозки, - освобождены от уплаты транспортного налога за морские, речные и воздушные суда.

 

1.5. Для получения вычета по НДФЛ письменное заявление

налогоплательщика не требуется

 

Федеральным законом от 27.12.2009 N 368-ФЗ внесены изменения в ряд статей, в результате чего налогоплательщик при подаче в инспекцию по окончании налогового периода декларации по НФДЛ не обязан прилагать к ней отдельное письменное заявление для получения:

- стандартных вычетов, которые ему не были предоставлены или предоставлены в меньшем размере (соответствующее изменение внесено в п. 4 ст. 218 НК РФ);

- социальных вычетов (соответствующее изменение внесено в п. 2 ст. 219 НК РФ);

- имущественных вычетов (соответствующее изменение внесено в п. 2 ст. 220 НК РФ);

- профессиональных вычетов. Следует отметить, что для получения данных вычетов у налогового агента письменное заявление нужно ему подать (п. 3 ст. 221 НК РФ).

Кроме того, в декларации по НДФЛ можно не указывать доходы, освобождаемые от налогообложения, а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами (п. 4 ст. 229 НК РФ).

Указанные положения вступили в силу 29.12.2009 (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ).

 

1.6. При продаже имущества, находившегося в собственности

более трех лет, декларацию по НДФЛ подавать не нужно

 

Доходы, получаемые физлицами - налоговыми резидентами РФ от продажи жилья, дач, садовых домиков или земельных участков (долей в указанном имуществе), иного имущества (кроме ценных бумаг и имущества, используемого в предпринимательской деятельности), находившихся в собственности этих лиц три года и более, включены в перечень не облагаемых НДФЛ (соответствующие изменения внесены в п. 17.1 ст. 217 и пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ). Поэтому в данном случае у налогоплательщиков нет необходимости представлять в налоговый орган декларацию по НДФЛ.

Указанные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2009 (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ).

 

1.7. Изменения, касающиеся уплаты НДФЛ налоговыми агентами

 

Статья 226 НК РФ претерпела изменения после внесения в нее поправок Федеральным законом от 19.07.2009 N 202-ФЗ, которые должны были вступить в силу с 1 января 2010 г. Однако Федеральным законом от 27.12.2009 N 368-ФЗ положения п. 5 указанной статьи скорректированы. Теперь налоговый агент при невозможности удержать у налогоплательщика НДФЛ обязан сообщить в инспекцию об этом, указав сумму налога, в течение месяца после окончания налогового периода, в котором физлицом получен доход, а не как ранее - в течение месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств. Аналогичная информация должна быть доведена и до налогоплательщика. При этом ФНС России обязана утвердить форму такого сообщения и порядок его представления в инспекцию. Следует отметить, что ранее необходимости утверждения подобной формы налоговое законодательство не предусматривало. Однако налоговые органы рекомендовали в этом случае использовать справку 2-НДФЛ (п. 3 Приказа ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@).

Кроме того, Федеральным законом от 27.12.2009 N 368-ФЗ вновь изменен п. 2 ст. 230 НК РФ. Теперь уточняется, что сведения о доходах физлиц и суммах начисленных и удержанных налогов (по форме 2-НДФЛ) налоговые агенты должны подавать в инспекцию по месту своего учета. Однако это изменение не прояснило вопрос о месте представления данных сведений налоговыми агентами - российскими организациями, имеющими обособленные подразделения. Минфин России отмечает, что обособленное подразделение вправе подавать сведения по форме 2-НДФЛ по месту своего учета (Письма от 28.08.2009 N 03-04-06-01/224, от 11.02.2009 N 03-04-06-01/26). Однако ФНС России (Письмо от 13.03.2008 N 04-1-05/0916) указывает, что сведения по доходам, которые получают работники обособленных подразделений российских организаций, следует подавать в налоговые органы по месту постановки на учет головной компании. Ранее такой позиции придерживался и Минфин России (Письма от 13.11.2006 N 03-05-01-04/312, от 23.01.2006 N 03-01-10/1-14). У арбитражных судов также нет единой точки зрения по данному вопросу (подробнее об этом см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДФЛ и взносам во внебюджетные фонды).

Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 19.07.2009 N 202-ФЗ положения п. 5 ст. 226 и п. 2 ст. 230 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ) вступили в силу с 1 января 2010 г.

 

Применение документа (выводы):

1. Срок для представления документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки НДС, увеличивается на 90 календарных дней, если товары помещены под соответствующий таможенный режим в период с 1 июля 2008 г. до 31 марта 2010 г.

2. В отношении расходов в виде процентов по долговым обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 г., с 1 января по 30 июня 2010 г. применяется предельная величина, равная ставке рефинансирования, увеличенной в два раза (при оформлении долгового обязательства в рублях), и 15 процентам (по обязательствам в валюте).

3. Для применения нулевой ставки налога на прибыль по доходам в виде дивидендов не нужно соблюдать лимит в 500 млн. руб. стоимости вклада (доли) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарных расписок, дающих право на получение дивидендов.

4. Индивидуальные предприниматели, основным видом деятельности которых являются пассажирские или грузовые перевозки, освобождены от уплаты транспортного налога за морские, речные и воздушные суда.

5. Для получения вычетов по НДФЛ налогоплательщик при подаче в инспекцию по окончании налогового периода декларации не обязан прилагать к ней отдельное письменное заявление.

6. При продаже имущества, находившегося в собственности более трех лет, декларацию по НДФЛ подавать не нужно.

7. Сведения о доходах физлиц и суммах начисленных и удержанных налогов (по форме 2-НДФЛ) налоговые агенты должны подавать в инспекцию по месту своего учета.

 

2. Правомерно ли указание в справке об уплате налогов суммы задолженности, которую нельзя взыскать?

 

Название документа:

Письма Минфина России от 18.12.2009 N 03-02-07/1-545

 

Комментарий:

Предпринимательская деятельность не обходится без заимствования денежных средств. Для получения кредита компаниям и предпринимателям наряду с другими документами необходимо представить в банк справку об отсутствии задолженности по налогам, пеням и штрафам. Нередко за налогоплательщиком числится недоимка, срок взыскания которой уже пропущен. Но налоговый орган все равно указывает данную задолженность в соответствующей справке, что может негативно повлиять на решение о выдаче кредита. Поэтому у налогоплательщиков нередко возникает вопрос о том, как выйти из сложившейся ситуации.

В комментируемом Письме Минфин разъяснил, что задолженность по налогам, пеням и штрафам, срок взыскания которой истек, не списывается и отражается в справке. В соответствии со ст. 59 НК РФ, Постановлением Правительства РФ от 12.02.2001 N 100 недоимка признается безнадежной и списывается только при ликвидации организации. В отношении действующих компаний списание задолженности по налогам, пеням и штрафам в связи с истечением срока взыскания не предусмотрено. Поэтому в справке об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, форма которой утверждена Приказом ФНС России от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@, указывается и просроченная недоимка. Финансовое ведомство ранее уже давало подобные разъяснения (Письма от 15.12.2008 N 03-02-07/1-511, от 07.12.2005 N 03-02-07/1-331).

У налогоплательщика есть два выхода из сложившейся ситуации.

Первый - обратиться в суд с требованием обязать инспекцию выдать необходимую справку с отметкой о невозможности взыскания просроченной задолженности. Подобный подход сложился в судебной практике (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 N 4381/09). Дело в том, что указание в справке сведений о задолженности без соответствующей отметки о невозможности ее взыскания нарушает право налогоплательщика на получение достоверной информации, которая необходима ему для ведения предпринимательской деятельности (например, для получения кредита). Поэтому исходя из баланса публичных и частных интересов в справке должна содержаться информация о недоимке с отметкой о невозможности ее взыскания.

Второй вариант - обратиться в суд с требованием обязать инспекцию выдать справку без указания суммы просроченной задолженности. В поддержку такой позиции можно привести судебные решения, где отмечено, что в такой справке вообще не должна отражаться недоимка, которую уже нельзя взыскать. Но для этого налогоплательщику нужно доказать, что первоначально выданная справка с указанной суммой просроченной задолженности явилась, например, основанием для отказа в выдаче кредита (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 12.05.2009 N А55-14248/2008, Определение ВАС РФ от 12.10.2009 N ВАС-12785/09). Хотелось бы предостеречь налогоплательщика от попытки обратиться в суд с требованием обязать инспекцию списать с его лицевого счета просроченную недоимку. Ведь еще в 2005 г. ВАС РФ указал, что наличие на лицевых счетах сведений о просроченной задолженности само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика. Судебные акты, понуждающие инспекцию исключить из лицевого счета такие сведения, ошибочны (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 11.05.2005 N 16507/04). Нижестоящие суды и сейчас придерживаются подобной позиции (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 27.05.2009 N А56-28839/2008 (Определением ВАС РФ от 12.08.2009 N ВАС-9893/09 отказано в передаче данного дела в Президиум), ФАС Московского округа от 09.06.2009 N КА-А41/5168-09, ФАС Поволжского округа от 06.07.2009 N А55-16559/2008, ФАС Центрального округа от 26.05.2008 N А64-6293/07-22).

 

Применение документа (выводы):

Если налоговый орган отказывается выдать справку об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов без указания суммы задолженности, срок взыскания которой уже просрочен, налогоплательщик вправе:

1) обратиться в суд с требованием обязать инспекцию выдать справку о наличии задолженности, но с указанием о невозможности ее взыскания;

2) обратиться в суд с требованием обязать инспекцию выдать справку без указания суммы просроченной задолженности. Однако в этом случае налогоплательщик должен будет доказать, что информация о наличии спорной задолженности отрицательно повлияла на его предпринимательскую деятельность (повлекла отказ в выдаче кредита, запрет на участие в конкурсе и т.п).

 

 

 

Судебное решение недели

 

При переходе на УСН подтверждать право на применение освобождения от уплаты НДС по истечении 12 календарных месяцев необязательно

(Постановление Президиума ВАС РФ от 27.10.2009 N 13243/08)

 

Предприниматель применял освобождение от НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ. До истечения 12 календарных месяцев со дня начала применения данного освобождения он перешел на УСН. При этом в указанный срок документы, перечисленные в п. 4 ст. 145 НК РФ и подтверждающие право на освобождение от уплаты НДС, предприниматель не представил. Налоговый орган доначислил НДС за весь период применения освобождения, а также пени и штраф в соответствии с п. 5 ст. 145 НК РФ. Предприниматель не согласился с таким решением инспекции, обжаловав его в суд.

Суд признал решение налогового органа недействительным. Дело в том, что освобождением по ст. 145 НК РФ могут воспользоваться только плательщики НДС. Соответственно, подтверждать право на его использование обязаны также только плательщики НДС. Предприниматель же перешел на УСН. Поэтому при наступлении срока представления подтверждающих документов (п. 4 ст. 145 НК РФ) предприниматель уже не являлся плательщиком НДС, а значит, данная обязанность на него не распространялась.

Аналогичные выводы содержатся в Постановлениях ФАС Уральского округа от 27.08.2007 N Ф09-6803/07-С2, от 16.10.2006 N Ф09-8513/06-С2.

Но в то же время есть и противоположные решения (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.04.2007 N Ф04-1465/2007(32495-А03-14)).

 

  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru