КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор учетной политики»
Получите полный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня.

Новые документы для бухгалтера // 10.03.2010

Содержание обзора

Новости

1. ПФР предлагает указывать код 01 или 14 в поле "Статус плательщика" платежного поручения >>>

2. Для управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК разъяснен Порядок заполнения декларации по НДС >>>

3. Организация вправе учитывать расходы на оплату труда даже при отсутствии доходов от реализации >>>

4. Разъяснен вопрос о том, приводит ли к образованию обособленного подразделения осуществление деятельности на стационарном рабочем месте несколько дней в месяц >>>

5. Указание в счете-фактуре нескольких наименований стран происхождения товаров и нескольких номеров таможенных деклараций не является нарушением >>>

 

Комментарии

1. Можно ли зачесть переплату по федеральному налогу в счет уплаты НДФЛ, который был удержан из дохода работников, но не перечислен в бюджет? >>>

2. Возникает ли доход у компании - участника ООО при увеличении номинальной стоимости доли в уставном капитале, если ее размер остается прежним? >>>

 

Судебное решение недели

Начисляется ли амортизация на имущество, приобретенное предпринимателем до регистрации в ЕГРИП? >>>

 

Новости

 

1. ПФР предлагает указывать код 01 или 14 в поле "Статус плательщика" платежного поручения

Письмо Пенсионного фонда РФ от 29.10.2009 N 30-18/871 "Об указании кода статуса плательщика в платежном поручении"

 

По вопросу заполнения поля "Статус плательщика" платежного поручения при перечислении страховых взносов мнения Пенсионного фонда РФ и ФСС России расходятся. Совсем недавно ФСС России рекомендовал в указанном поле проставлять код 08 (подробнее см. выпуск обзора от 17.02.2010). При этом ранее ПФР в Письме от 08.12.2009 N 30/187 предлагал образцы заполнения расчетных документов и в поле 101 были указаны коды 01 (для организаций) и 09 (для предпринимателей). В рассматриваемом Письме ПФР разъяснил, что плательщик сборов по своему усмотрению может использовать код статуса 01 либо 14. Согласно Правилам (утв. Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н) код 01 предусмотрен для налогоплательщика (плательщика сборов) - юридического лица, код 09 - для налогоплательщика (плательщика сборов) - индивидуального предпринимателя, а код 14 - для налогоплательщика, производящего выплаты физическим лицам. Получается, что при заполнении расчетных документов на перечисление взносов на обязательное социальное страхование (в ФСС России) и взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование (в ПФР) в поле 101 плательщики должны проставлять разные коды статуса.

Следует отметить, что не является нарушением, если в платежных поручениях на уплату пенсионных взносов и взносов на обязательное медицинское страхование будет указан код 08. Использование этого кода плательщиками страховых взносов более корректно, поскольку он соответствует статусу "плательщик иных платежей, осуществляющий перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации (кроме платежей, администрируемых налоговыми органами)". Это не повлечет перечисления взносов не в тот бюджет, соответственно, недоимки по взносам в ПФР у плательщиков не будет.

 

2. Для управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК разъяснен Порядок заполнения декларации по НДС

Письмо ФНС России от 24.02.2010 N ШС-22-3/131@ "По вопросу о порядке заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость"

 

В конце прошлого года были приняты Федеральные законы от 28.11.2009 N 287-ФЗ и от 27.12.2009 N 379-ФЗ, которые дополнили ст. ст. 146 и 149 НК РФ новыми положениями. Так, введены новые льготы для управляющих компаний, товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов (пп. 29, 30 п. 3 ст. 149 НК РФ). Услуги по передаче некоммерческим организациям в безвозмездное пользование для осуществления ими уставной деятельности имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации, субъекта РФ или муниципальную казну, теперь не облагаются НДС (пп. 10 п. 2 ст. 146 НК РФ) (подробнее см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2010 года). Часть изменений вступила в силу с 1 января 2010 г. (отдельные положения будут действовать с 1 апреля 2010 г.), однако в декларацию по НДС соответствующие корректировки не внесены. Согласно Порядку заполнения декларации (утв. Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н) операции, не признаваемые объектом налогообложения (ст. 146 НК РФ), и операции, освобождаемые от налогообложения (ст. 149 НК РФ), отражаются в разделе 7. В графе 1 по строке 010 данного раздела коды операций указываются в соответствии с приложением N 1 к Порядку. Поскольку в этом приложении не учтены последние изменения Налогового кодекса РФ, Федеральная налоговая служба РФ до внесения соответствующих поправок в Порядок заполнения декларации по НДС рекомендует применять следующие коды:

1010813 - для услуг по передаче некоммерческим организациям в безвозмездное пользование для ведения ими уставной деятельности государственного или муниципального имущества, которое не закреплено за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями и составляет государственную казну РФ, субъекта РФ или муниципальную казну (пп. 10 п. 2 ст. 146 НК РФ);

1010262 - для реализации коммунальных услуг управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК или иными специализированными потребительскими кооперативами (пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ);

1010263 - для услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и ремонту такого имущества, оказываемых управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК или иными специализированными потребительскими кооперативами (пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ);

1010264 - для передачи имущественных прав Олимпийским комитетом России, Паралимпийским комитетом России, городом Сочи, а также российскими и иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр (пп. 31 п. 3 ст. 149 НК РФ).

При этом не будет нарушением, если до внесения соответствующих изменений в Порядок заполнения декларации по НДС в графе 1 по строке 010 раздела 7 для операций, предусмотренных пп. 10 п. 2 ст. 146 НК РФ, налогоплательщик проставит код 1010800, а для операций, указанных в пп. 29 - 31 п. 3 ст. 149 НК РФ, - код 1010200.

 

3. Организация вправе учитывать расходы на оплату труда даже при отсутствии доходов от реализации

Письмо Минфина России от 11.02.2010 N 03-03-06/1/66

 

Правоотношения работников и работодателя регулируются трудовым законодательством. Одной из обязанностей работодателя по трудовому договору с работником является своевременная выплата заработной платы (в полном размере) (ст. 56 ТК РФ). Согласно ст. 255 НК РФ в расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной или натуральной формах, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми или коллективными договорами. Следовательно, заработная плата сотрудников, которые работают по трудовым договорам, относится к расходам на оплату труда. При этом на учет данных затрат не влияет отсутствие доходов от реализации. Данный вывод подтверждается в Постановлении ФАС Поволжского округа от 27.08.2009 N А57-3361/2009.

Следует отметить, что в целях налогообложения прибыли учет расходов не зависит от получения организацией в текущем отчетном (налоговом) периоде доходов от реализации. Поэтому расходы, произведенные для осуществления деятельности, в целом направленной на получение доходов (п. 1 ст. 252 НК РФ), можно признавать в отчетном (налоговом) периоде независимо от того, были в данном периоде доходы или нет. Такой позиции придерживается Минфин России в Письме от 08.12.2006 N 03-03-04/1/821, а также судебная практика (подробнее см. Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль).

 

4. Разъяснен вопрос о том, приводит ли к образованию обособленного подразделения осуществление деятельности на стационарном рабочем месте несколько дней в месяц

Письмо Минфина России от 18.02.2010 N 03-02-07/1-67

 

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Если у организации возникает потребность проводить работы вне места своего нахождения несколько дней в месяц в течение определенного срока, а остальные дни месяца сотрудники работают на других объектах, то встает вопрос о необходимости постановки организации на учет в налоговом органе по месту расположения обособленного подразделения. Минфин России в Письме от 18.02.2010 N 03-02-07/1-67 разъяснил, что количество дней в каждом месяце, в котором организация ведет деятельность вне места своего нахождения, не влияет на образование обособленного подразделения. Следовательно, организация должна стать на учет в инспекции по месту нахождения обособленного подразделения, если на оборудованном стационарном рабочем месте сотрудник ежемесячно работает лишь несколько дней.

Кроме того, в Письме Минфин ссылается на судебные решения, в которых указано, что под оборудованностью стационарного рабочего места понимается создание всех необходимых условий для исполнения работниками трудовых обязанностей. Форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок пребывания конкретного сотрудника на оборудованном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения (Постановления ФАС Московского округа от 30.07.2004 N КА-А41/6389-04, ФАС Северо-Кавказского округа от 21.09.2006 N Ф08-4234/2006-1814А, от 29.11.2006 N Ф08-6161/2006-2552А).

 

5. Указание в счете-фактуре нескольких наименований стран происхождения товаров и нескольких номеров таможенных деклараций не является нарушением

Письмо Минфина России от 19.02.2010 N 03-07-09/10

 

При составлении счета-фактуры налогоплательщик должен соблюдать требования, предъявляемые ст. 169 НК РФ к оформлению такого документа. Согласно пп. 13 и 14 п. 5 данной статьи в счетах-фактурах указываются страна происхождения и номер таможенной декларации в отношении товаров, страной происхождения которых не является территория РФ. Финансовое ведомство разъяснило, что если товары ввезены из разных стран по разным таможенным декларациям, то в соответствующих графах счета-фактуры можно отразить несколько наименований стран происхождения товаров и несколько номеров таможенных деклараций. Такое оформление счета-фактуры не будет рассматриваться как нарушение порядка его заполнения. С заполнением книги покупок (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914) у налогоплательщика в данной ситуации не должно возникнуть проблем. Сведения о стране происхождения товара, ввозимого на таможенную территорию России, и номер таможенной декларации, которые содержатся в полученном от продавца счете-фактуре, следует отражать в графе 6 книги покупок. Исключений из общего порядка ведения книг покупок нет.

 

Комментарии

 

1. Можно ли зачесть переплату по федеральному налогу в счет уплаты НДФЛ, который был удержан из дохода работников, но не перечислен в бюджет?

 

Название документа:

Письмо Минфина России от 19.02.2010 N 03-02-07/1-69

 

Комментарий:

В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ зачет переплаты по налогам производится по соответствующим видам налогов (федеральный в счет федерального, региональный в счет регионального, местный в счет местного). Согласно п. 14 указанной статьи данный порядок распространяется и на налоговых агентов. Нередко у организаций образуется переплата по тому или иному налогу. Поэтому в хозяйственной деятельности у компаний может возникнуть вопрос: можно ли зачесть переплату по федеральному налогу в счет недоимки по НДФЛ, удержанному с дохода работников, но не перечисленному в бюджет?

В комментируемом Письме Минфин России указал, что такой зачет невозможен. Данный вывод аргументирован следующим. В соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ организация - налоговый агент, от которой физлицо получило доход, обязана исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДФЛ. Пункт 9 данной статьи гласит, что перечисление налога за счет средств налогового агента не допускается. Поэтому зачет переплаты по налогу на прибыль в счет недоимки по НДФЛ неправомерен. Таким образом, финансовое ведомство считает, что работодатель должен перечислить в бюджет именно те денежные средства, которые были удержаны из дохода сотрудника. Только в этом случае обязанность налогового агента будет исполнена надлежащим образом. Данный подход отражен также в Определении Конституционного Суда РФ от 22.01.2004 N 41-О, несмотря на то что оно было вынесено не в отношении зачета переплаты налогоплательщика в счет его обязанности по перечислению удержанного налога в качестве агента. Компания подала жалобу о признании не соответствующим Конституции РФ п. 1 ст. 45 НК РФ, так как данная норма не позволяет уплачивать налог представителю налогоплательщика. Конституционный Суд РФ указал, что самостоятельность исполнения обязанности налогового агента заключается в том числе в перечислении налогов в бюджет за счет именно тех денежных средств, которые им были удержаны из сумм произведенных выплат.

Однако такой подход не является единственным. Переплату по федеральному налогу можно зачесть в счет недоимки по НДФЛ, который был удержан и не перечислен в бюджет. Действительно, в соответствии с п. 9 ст. 226 НК РФ уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается. Но данный пункт также предусматривает, что при заключении договоров запрещается включение в них условий об обязанности налоговых агентов уплатить НДФЛ за физических лиц. По нашему мнению, для уяснения правового смысла данного пункта следует рассматривать его в целом. Данная норма распространяется на те правоотношения, когда работодатель выплачивает работнику доход без удержания НДФЛ. При этом в бюджет налог перечисляется именно компанией за счет собственных средств. Если же организация удержала НДФЛ, то обязанность работника по уплате налога считается исполненной. Это следует из пп. 5 п. 3 ст. 45 НК РФ. Неважно, за счет каких именно средств организация перечислит данную сумму. Это могут быть как удержанные денежные средства, так и переплата по любому федеральному налогу. Отметим, что такая точка зрения подтверждается судебными решениями (см. Постановления ФАС Поволжского округа от 29.10.2009 N А12-7239/2009, ФАС Северо-Западного округа от 23.11.2006 N А56-24083/2005 (Определением ВАС РФ от 21.03.2007 N 3022/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)).

Таким образом, переплата по федеральному налогу может быть зачтена в счет недоимки по НДФЛ, который ранее был удержан из дохода сотрудника. Однако, скорее всего, обязать инспекцию произвести данный зачет сможет только суд.

 

2. Возникает ли доход у компании - участника ООО при увеличении номинальной стоимости доли в уставном капитале, если ее размер остается прежним?

 

Название документа:

Письмо Минфина России от 15.02.2010 N 03-03-06/1/69

 

Комментарий:

Пунктом 2 ст. 17 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ предусмотрена возможность увеличения уставного капитала ООО за счет его имущества. В соответствии с п. 3 ст. 18 данного Закона в таком случае номинальная стоимость долей всех участников пропорционально увеличивается. При этом их размер не меняется. Перед организациями нередко возникает вопрос о том, какие налоговые последствия влечет данная процедура.

Минфин России считает, что при увеличении номинальной стоимости долей в уставном капитале ООО без изменения их размера у организации - участника данного общества возникает внереализационный доход, который следует учесть в целях налога на прибыль. Он облагается по ставке 20 процентов, так как не является дивидендом (п. 1 ст. 284 НК РФ). Обоснована данная точка зрения тем, что закрытый перечень доходов, которые не учитываются в целях налога на прибыль, содержится в ст. 251 НК РФ. Согласно пп. 15 п. 1 данной статьи не включается в доходы разница между номинальной стоимостью первоначальных и новых акций, полученных акционером в результате увеличения уставного капитала АО без изменения доли участия данного акционера в такой компании. Это положение участники ООО применить не могут. Иных оснований для освобождения указанного дохода гл. 25 НК РФ не содержит. Значит, он учитывается согласно ст. 250 НК РФ, так как перечень внереализационных доходов является открытым. Финансовое ведомство и налоговые органы ранее высказывали подобную точку зрения (см. Письма Минфина России от 18.02.2009 N 03-03-06/2/23, от 25.05.2007 N 03-03-06/1/324, ФНС России от 28.07.2006 N 02-3-12/202).

Но с таким подходом можно не согласиться. Дело в том, что при увеличении номинальной стоимости долей в ООО без изменения их размера у участников вообще не возникает дохода. Согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. В рассматриваемом случае размер доли участника ООО остался прежним. По общему правилу прибыль между участниками общества распределяется пропорционально их долям (п. 2 ст. 28 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ). Значит, никакой экономической выгоды от увеличения номинальной стоимости доли у участника не возникает, поскольку при распределении прибыли он получит такую же сумму, если бы даже указанных изменений в уставном капитале не произошло. Следует отметить, что судебная практика по данному вопросу пока складывается в пользу налогоплательщиков. Например, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 16.02.2009 N А65-11409/2006 суд указал, что пп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ могут применить также и участники ООО, не учитывая в доходах сумму увеличения номинальной стоимости доли, поскольку п. 1 ст. 3 НК РФ провозглашены принципы всеобщности и равенства налогообложения. Это означает, в частности, недопущение различия налогообложения в зависимости от организационно-правовой формы компании (АО или ООО). Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

Таким образом, при увеличении номинальной стоимости доли в уставном капитале ООО без изменения ее размера у участника не возникает дохода. Но данную точку зрения нужно будет отстаивать в суде.

 

 

 

Судебное решение недели

 

Начисляется ли амортизация на имущество, приобретенное предпринимателем до регистрации в ЕГРИП?

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.01.2010 N А45-13717/2009)

 

Предприниматель сдавал нежилое помещение в аренду. Данная недвижимость была им приобретена еще до регистрации в ЕГРИП. При этом налогоплательщик начислял амортизацию на помещение. В результате выездной проверки налоговый орган счел это неправомерным. Инспекция пришла к выводу, что недвижимость предпринимателя в целях налогообложения не признается амортизируемым имуществом. Отказ был обоснован следующим: помещение приобретено до начала ведения предпринимательской деятельности за счет собственных средств предпринимателя и непосредственно используется арендатором. По мнению налогового органа, в результате этого не соблюдаются условия п. 1 ст. 256 НК РФ, в котором говорится, что амортизируемым имуществом является собственное имущество налогоплательщика, используемое им для извлечения дохода. Предприниматель обжаловал решение инспекции в суде.

Суд поддержал налогоплательщика, ссылаясь на то, что нежилое помещение соответствует критериям признания имущества амортизируемым (п. 1 ст. 256 НК РФ). Иными словами, недвижимость приобретена предпринимателем, принадлежит ему на праве собственности и используется для извлечения дохода. Суд указал, что факт покупки помещения до начала ведения предпринимательской деятельности не исключает право налогоплательщика включать в расходы затраты на приобретение имущества путем начисления амортизации. Кроме того, это не противоречит налоговому законодательству.

Аналогичной судебной практики нет.

В то же время финансовое ведомство считает, что амортизация в таком случае не начисляется. Предприниматель не может учесть расходы на покупку имущества, приобретенного до регистрации в ЕГРИП (см. Письмо Минфина России от 11.07.2006 N 03-05-01-05/141).

  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru