КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор учетной политики»
Новшество для юристов! Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции

Новые документы для бухгалтера // 10.02.2010

 

КонсультантПлюс: НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА. Выпуск от 10.02.2010

 

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

 

Содержание обзора

 

Новости

1. Внесены изменения в форму и Порядок заполнения декларации по налогу на прибыль >>>

2. Утверждена новая форма декларации по налогу на доходы физических лиц >>>

3. Утвержден Порядок постановки на налоговый учет >>>

4. Плательщикам страховых взносов рекомендована форма карточки индивидуального учета начисленных в пользу физлиц выплат и исчисленных с них взносов >>>

5. Разъяснен порядок признания в расходах лизинговых платежей в период простоя имущества, полученного по договору лизинга >>>

6. Для учета полученных физлицами доходов налоговые агенты могут использовать форму N 1-НДФЛ либо самостоятельно разработанную форму >>>

 

Комментарии

1. Учитываются ли в доходах материалы, полученные при демонтаже имущества, которое не является основным средством? >>>

2. Как организации общественного питания рассчитать ЕНВД при изменении площади зала обслуживания посетителей? >>>

 

Судебное решение недели

Проценты по займу, который получен для перечисления аванса по предварительному соглашению, учитываются в расходах, даже если основной договор не был заключен >>>

 

 

 

Новости

 

1. Внесены изменения в форму и Порядок заполнения декларации по налогу на прибыль

Приказ Минфина России от 16.12.2009 N 135н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 5 мая 2008 г. N 54н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и Порядка ее заполнения"

 

С 2009 г. при расчете налога на прибыль действует ряд новых правил. Так, принципиально изменен порядок начисления амортизации при использовании нелинейного метода. Амортизация теперь начисляется не в отношении отдельного основного средства или нематериального актива, а в целом по амортизационной группе (ст. 259.2 НК РФ). До 30 процентов увеличен размер амортизационной премии, признаваемой в расходах единовременно, при приобретении основных средств третьей - седьмой амортизационных групп, а также при их реконструкции и модернизации (п. 9 ст. 258 НК РФ). При реализации основного средства до истечения пяти лет с момента его ввода в эксплуатацию амортизационная премия должна быть восстановлена, то есть включена в доходы (абз. 4 п. 9 ст. 258 НК РФ). Некоторые виды расходов на НИОКР по перечню, установленному Правительством РФ, учитываются единовременно и с применением повышающего коэффициента 1,5 (абз. 5 п. 2 ст. 262 НК РФ). Эти и другие нововведения учтены при изменении формы и Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль, которые утверждены Приказом Минфина России от 16.12.2009 N 135н. Для новых видов доходов и расходов в соответствующих приложениях к листу 02 декларации предусмотрены отдельные строки.

Кроме того, уточнены показатели в разделе А листа 03, в котором отражается расчет налога с доходов в виде дивидендов. Так, добавлена разбивка в зависимости от размера ставки налога (соответственно по ставке 0 процентов, до 5 включительно, свыше 5 до 10 включительно, свыше 10 процентов) по дивидендам, исчисленным согласно международным договорам.

В таблицу "Коды представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в налоговый орган" включен новый код 224, который соответствует месту нахождения обособленного подразделения реорганизованной компании.

Приказ Минфина России от 16.12.2009 N 135н на настоящий момент (08.02.2010) официально не опубликован. В п. 3 его указано, что он вступает в силу с представления декларации за налоговый период 2009 г. Напомним, что декларацию по налогу на прибыль за 2009 г. налогоплательщикам следует подать в инспекцию не позднее 28 марта 2010 г. (п. 4 ст. 289 НК РФ).

 

2. Утверждена новая форма декларации по налогу на доходы физических лиц

Приказ Минфина России от 29.12.2009 N 145н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) и Порядка ее заполнения"

 

Приказ Минфина России от 29.12.2009 N 145н, которым утверждены новая форма 3-НДФЛ и Порядок ее заполнения, зарегистрирован в Минюсте России, но в настоящее время официально не опубликован. Декларацию за 2009 г. в инспекцию следует подавать не позднее 30 апреля текущего года уже по новой форме (п. 3 данного Приказа). Рассмотрим основные изменения, которые содержатся в форме 3-НДФЛ.

Так, поскольку в Налоговом кодексе РФ расширен перечень доходов, не облагаемых НДФЛ, лист Г1 занимает теперь не одну, а две страницы. Дополнительная страница предусмотрена для расчета доходов, которые в натуральной форме получены в качестве оплаты труда от сельхозтоваропроизводителей, освобожденных от налогообложения в соответствии с п. 43 ст. 217 НК РФ. Кроме того, раньше на листе Г1 в п. 2 отражались сведения о доходах в виде выигрышей и призов, полученных в конкурсах, играх и других мероприятиях, проводимых в целях рекламы товаров (работ, услуг), теперь же эти данные содержатся на листе Г2. Соответственно, расчет суммы удержанного налога с не облагаемых НДФЛ доходов в виде материальной выгоды от экономии на процентах, который содержался на бывшем листе Г2, в новой форме декларации располагается на листе Г3.

На листах З и И скорректирован перечень операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок.

На листе К1 уточнены предельные размеры предоставления стандартных налоговых вычетов. Так, вычет в сумме 400 руб. за каждый месяц предоставляется до достижения дохода работника 40 тыс. руб. (ранее было 20 тыс. руб.), а вычет на каждого ребенка в размере 1000 руб. (ранее - 600 руб.) можно получать до того месяца, в котором доход превысил 280 тыс. руб. (ранее - 40 тыс. руб.).

В лист К2 также внесено несколько дополнений. Социальный вычет на оплату обучения наряду с родителями, опекунами и попечителями может получить брат или сестра студента в возрасте до 24 лет, который учится на дневном отделении. Кроме того, в состав социального вычета по НДФЛ согласно пп. 5 п. 1 ст. 219 НК РФ включается сумма уплаченных физлицом дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Изменен и предельный размер социального налогового вычета - теперь он составляет не более 120 тыс. руб. (ранее - 100 тыс. руб.).

 

3. Утвержден Порядок постановки на налоговый учет

Приказ Минфина России от 05.11.2009 N 114н "Об утверждении Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента"

 

Установлен новый Порядок постановки на налоговый учет и снятия с него российских организаций, физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН на основе патента. Утверждающий его Приказ Минфина России от 05.11.2009 N 114н вступит силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования. По сравнению со старыми правилами постановки на учет (снятия с учета), которые определялись Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178, каких-либо существенных изменений в процедурах постановки и снятия налогоплательщиков с учета нет.

Порядок постановки на учет и снятия с учета в налоговых органах (далее - Порядок) разделен на три части.

В первой предусмотрены правила постановки на учет, снятия с учета в инспекциях российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств. Заявление о постановке на учет организация подает в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в инспекцию по месту его нахождения. Одновременно с заявлением представляются копии свидетельства о постановке на учет организации в инспекции по месту ее нахождения, а также документов, подтверждающих создание филиала (представительства) либо иного обособленного подразделения. Если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, то организация может встать на учет в инспекции по месту нахождения одного из подразделений. При прекращении деятельности через обособленное подразделение снятие с учета осуществляется налоговым органом в течение десяти рабочих дней со дня подачи налогоплательщиком заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения.

Вторая и третья части Порядка соответственно определяют правила для физических лиц (в том числе нотариусов и адвокатов), а также индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН на основе патента.

Следует отметить, что налогоплательщики и налоговые органы должны использовать формы заявления (уведомления либо свидетельства) о постановке на учет и уведомления о снятии с учета, утвержденные Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@.

 

4. Плательщикам страховых взносов рекомендована форма карточки индивидуального учета начисленных в пользу физлиц выплат и исчисленных с них взносов

Письмо ПФ РФ от 26.01.2010 N АД-30-24/691, ФСС РФ от 14.01.2010 N 02-03-08/08-56П "О порядке учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм начисленных страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам"

 

В обязанности плательщиков страховых взносов - работодателей входит ведение в отношении каждого физлица учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также исчисленных с них страховых взносов (ч. 6 ст. 15, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Для ведения такого учета ПФР и ФСС РФ в совместном Письме рекомендуют использовать форму карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов.

Карточка представляет собой таблицу с разбивкой по выплатам и исчисленным взносам на пенсионное, обязательное медицинское страхование, а также взносам в ФСС РФ. Учет всех сумм ведется за каждый месяц и с начала календарного года.

 

5. Разъяснен порядок признания в расходах лизинговых платежей в период простоя имущества, полученного по договору лизинга

Письмо Минфина России от 21.01.2010 N 03-03-06/1/14

 

Платежи за принятое в лизинг имущество относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). На практике встречаются ситуации, когда в условиях экономического кризиса лизинговое имущество не востребовано. При этом лизинговые платежи в период простоя продолжают уплачиваться и для целей бухучета они отражаются на счете 97 как расходы будущих периодов. Финансовое ведомство разъяснило порядок признания в данной ситуации указанных платежей для целей налогообложения прибыли. Лизинговые платежи учитываются в расходах при условии соответствия критериям, установленным ст. 252 НК РФ, т.е. если они экономически обоснованны, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Поскольку лизинговое имущество изначально получено с целью получения дохода, то условие об экономической оправданности затрат выполняется. Поэтому лизинговые платежи включаются в состав расходов в тех отчетных периодах, в которых они возникли исходя из условий договора лизинга (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ), независимо от факта эксплуатации имущества.

Следует отметить, что в период, когда лизинговое имущество временно не используется, в расходах учитываются также суммы начисленной амортизации. Это подтверждает и Минфин России, и арбитражная практика (подробнее см. Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль).

 

6. Для учета полученных физлицами доходов налоговые агенты могут использовать форму N 1-НДФЛ либо самостоятельно разработанную форму

Письмо Минфина России от 21.01.2010 N 03-04-08/4-6

 

Обязанность ведения работодателями и иными налоговыми агентами учета доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, установлена п. 1 ст. 230 НК РФ. При этом Минфин России должен утвердить специальную форму для такого учета, но до настоящего времени этого не сделано.

Ранее финансовое ведомство разъясняло, что до установления им новой формы N 1-НДФЛ учет доходов необходимо вести по старой, утвержденной Приказом МНС России от 31.10.2003 N БГ-3-04/583 (Письмо от 30.11.2006 N 03-05-01-04/322). Однако в судебных решениях указывалось, что для учета доходов физических лиц соблюдение формы N 1-НДФЛ не является обязательным условием и если налоговый агент представит сведения по иной форме, то к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ он не может быть привлечен (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 29.05.2007 N А56-23810/2005, от 24.04.2006 N А42-9448/2005).

В рассматриваемом Письме Минфин России указал, что для учета доходов, полученных физлицами, налоговые агенты могут использовать старую форму либо разработать свою собственную. Следует отметить, что форма N 1-НДФЛ была утверждена на 2003 г. и некоторые ее разделы необходимо привести в соответствие с последними изменениями Налогового кодекса РФ. В то же время Минфин России подтвердил, что для учета доходов физлиц использовать старую форму N 1-НДФЛ необязательно.

 

 

 

Комментарии

 

1. Учитываются ли в доходах материалы, полученные при демонтаже имущества, которое не является основным средством?

 

Название документа:

Письмо ФНС России от 23.11.2009 N 3-2-13/227@

 

Комментарий:

В хозяйственной деятельности компаниям иногда приходится демонтировать свое имущество. В соответствии с п. 13 ст. 250 НК РФ стоимость материалов, полученных при разборке основных средств, признается доходом налогоплательщика. В данном случае компании могут столкнуться со следующим вопросом: нужно ли учитывать в доходах имущество, полученное при демонтаже оборудования, которое не является основным средством?

ФНС России указала, что материалы, полученные при разборке такого имущества, признаются доходами. Данный вывод подтверждается следующими аргументами. В соответствии с п. 13 ст. 250 НК РФ в доходах учитываются материалы, полученные при демонтаже основных средств. Поскольку перечень внереализационных доходов согласно ст. 250 НК РФ открыт, то и материалы, полученные при разборке неосновных средств, учитываются в составе таких доходов. Также налоговое ведомство отмечает, что при использовании в производстве такого имущества налогоплательщик не может учесть в расходах его стоимость. Объясняется это тем, что затраты, включаемые в материальные расходы, в данной ситуации отсутствуют, поскольку согласно п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость материально-производственных запасов определяется исходя из цены их приобретения. Расходов на приобретение имущества, по мнению ФНС России, у налогоплательщика нет. Аналогичная точка зрения ранее высказывалась финансовым ведомством (см. Письмо Минфина России от 21.10.2009 N 03-03-05/188).

Однако с данным подходом можно не согласиться. Стоимость материалов, полученных при разборке имущества, которое не является основным средством, можно вообще не учитывать в доходах. Такой вывод сделан в судебном решении (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 06.06.2006 N А49-12692/2005-1А/22). Следует отметить, что ранее Минфин России высказывал аналогичное мнение в отношении демонтажа объекта незавершенного строительства. В Письме от 07.05.2007 N 03-03-06/1/261 финансовое ведомство отмечало, что материалы, полученные в результате разборки, не учитываются в доходах, так как стоимость ликвидируемого недостроенного объекта не включается в расходы.

Таким образом, стоимость материалов, которые получены в результате демонтажа имущества, не являющегося основным средством, можно не включать в доходы. Выбирая такой вариант решения вопроса, налогоплательщик должен быть готов отстаивать свою точку зрения в суде.

 

2. Как организации общественного питания рассчитать ЕНВД при изменении площади зала обслуживания посетителей?

 

Название документа:

Письмо Минфина России от 25.01.2010 N 03-11-06/3/8

 

Комментарий:

Плательщики ЕНВД, которые оказывают услуги общественного питания, при уменьшении площади зала обслуживания сталкиваются с вопросом: с какого момента можно уплачивать единый налог исходя из фактически используемой площади?

В рассматриваемом Письме Минфин России разъясняет, как нужно поступить налогоплательщику в такой ситуации. Финансовое ведомство отмечает, что согласно п. 3 ст. 346.29 НК РФ при оказании услуг общественного питания организациями, имеющими залы обслуживания посетителей, ЕНВД рассчитывается исходя из площади зала обслуживания. В соответствии с абз. 23 ст. 346.27 НК РФ такая площадь определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов, одним из которых является технический паспорт нежилого помещения. Если площадь помещения, указанная в техническом паспорте, не соответствует фактической площади зала обслуживания посетителей, то налогоплательщику следует внести соответствующие изменения в сведения о данном помещении, подав заявление о проведении технической инвентаризации. После проведения данной процедуры налогоплательщик вправе уплачивать ЕНВД, рассчитанный исходя из фактической площади зала обслуживания, с начала месяца, в котором были уточнены сведения технической инвентаризации. Иными словами, Минфин России считает, что величина фактического показателя изменяется в результате проведения технической инвентаризации помещения.

Но такая точка зрения представляется достаточно спорной. Согласно п. 2 ст. 346.26 НК РФ обязанность уплачивать ЕНВД возникает в связи с ведением определенных видов деятельности. При оказании услуг общественного питания налогоплательщиком, имеющим зал обслуживания посетителей, налоговая база определяется исходя из площади такого зала (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). Последняя устанавливается на основании любых документов, содержащих информацию о назначении, конструкции, планировке помещения и подтверждающих право налогоплательщика пользоваться этим помещением (абз. 24 ст. 346.27 НК РФ). Таким образом, подтвердить фактически используемую площадь можно любыми документами. Согласно п. 9 ст. 346.29 НК РФ уменьшение площади учитывается с начала того месяца, в котором произошло такое изменение. Следовательно, Налоговый кодекс РФ связывает уплату ЕНВД с фактическим оказанием услуг общественного питания исходя из фактически используемой площади зала обслуживания независимо от внесения изменений в технический паспорт данного помещения при условии, что налогоплательщик сможет документально подтвердить свой расчет (например, договором аренды). Следует отметить, что судебная практика по данному вопросу - на стороне компаний и предпринимателей. Если инспекция не согласна с величиной физического показателя, исходя из которой налогоплательщиком рассчитывался единый налог, то она должна доказать фактическое использование иной площади (см. Постановления ФАС Уральского округа от 24.12.2007 N Ф09-9799/07-С3, от 15.11.2007 N Ф09-8749/07-С3 (Определением ВАС РФ от 06.03.2008 N 2988/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Северо-Кавказского округа от 21.09.2009 N А32-21202/2008-46/342, ФАС Северо-Западного округа от 19.12.2007 N А56-50873/2006). Кроме того, Минфин России недавно отмечал, что в целях перехода на уплату ЕНВД в связи с уменьшением площади помещения внесение изменений в инвентаризационные документы не имеет определяющего значения. Так, по мнению финансового ведомства, организация общественного питания, у которой в результате ремонта площадь зала обслуживания посетителей стала менее 150 кв. м, должна подать заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД в пятидневный срок с момента фактического уменьшения размера зала независимо от внесения изменений в инвентаризационные документы (см. Письмо Минфина России от 06.11.2009 N 03-11-06/3/264).

Таким образом, плательщик ЕНВД, оказывающий услуги общественного питания, может рассчитывать сумму налога, исходя из фактической площади зала обслуживания, с начала месяца, в котором произошли данные изменения, независимо от уточнения данных технического паспорта помещения. При этом налогоплательщик должен подтвердить размер используемой площади другими документами. В таком случае шанс отстоять свою точку зрения в суде достаточно велик.

 

 

 

Судебное решение недели

 

Проценты по займу, который получен для перечисления аванса по предварительному соглашению, учитываются в расходах, даже если основной договор не был заключен

(Постановление ФАС Московского округа от 18.01.2010 N КГ-А40/13848-09)

 

Компании заключили предварительный договор купли-продажи квартиры. В соответствии с условиями данного соглашения покупатель до заключения основного договора был обязан перечислить аванс, а продавец - представить свидетельство о праве собственности на продаваемую недвижимость. Компания-покупатель для выплаты аванса получила заем у иностранной организации в виде денежных средств, которые были перечислены продавцу. Поскольку последний не смог представить правоустанавливающие документы на квартиру, предварительный договор был расторгнут. Сумма аванса также была возвращена. Проценты, уплаченные по договору займа, организация включила в расходы по налогу на прибыль. В ходе проверки налоговый орган счел это неправомерным, так как заподозрил компанию в получении необоснованной налоговой выгоды. Инспекция пришла к выводу, что целью всей этой цепочки сделок было сокращение расходов за счет учета процентов по договору займа, поскольку основной договор не был заключен.

Суд признал решение налогового органа недействительным. При этом были учтены следующие обстоятельства. Во-первых, обоснованность расходов заключалась в намерении приобрести высоколиквидную недвижимость. Во-вторых, предварительный договор был расторгнут по вине продавца. В-третьих, договор займа не являлся целевым. Также суд отклонил довод инспекции о том, что налогоплательщик не предъявил продавцу к уплате штрафные санкции за срыв данной сделки. Суд указал, что отсутствие дохода в виде штрафных санкций не влияет на правомерность включения в расходы процентов по займу.

Аналогичной судебной практики нет.

 

  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru