КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор учетной политики»
Получите полный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня.

Новые документы для бухгалтера // 09.06.2010

← Вернуться к списку обзоров Новых документов

Заказать полные тексты данных документов Вы можете в компании «КонсультантПлюсКоми» по телефонам: в Сыктывкаре — (8212) 24-64-36, 29-15-51, Ухте — (82147) 5-30-96, 64-0-64, Печоре — (82142) 3-11-85, Усинске — (82144) 44-888, Воркуте — (82151) 3-24-73.

 
  1. Ставка рефинансирования ЦБ РФ снижена до 7,75 процентов годовых
  2. Уточнены коды операций, используемые при заполнении декларации по НДС
  3. Новые рекомендации ВАС РФ о порядке уплаты госпошлины при обращении в суд
  4. Затраты на изготовление буклетов, лифлетов и флайерсов учитываются в составе ненормируемых расходов на рекламу
1.Ставка рефинансирования ЦБ РФ снижена до 7,75 процентов годовых
  • Указание Банка России от 31.05.2010 N 2450-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

Центральный банк РФ продолжает постепенно понижать ставку рефинансирования. Напомним, что на начало 2010 г. она составляла 8,75 процентов годовых (Указание Банка России от 25.12.2009 N 2369-У) и в течение прошедшего периода уменьшалась три раза на 0,25 процентных пункта. С 1 июня 2010 г. ставка рефинансирования устанавливается в размере 7,75 процентов годовых. При этом, по Информации Банка России, такой уровень процентной ставки в ближайшие месяцы, вероятнее всего, сохранится.

2.Уточнены коды операций, используемые при заполнении декларации по НДС
  • Приказ Минфина России от 21.04.2010 N 36н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 15 октября 2009 г. N 104н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения"

С 1 января 2010 г. в Налоговый кодекс РФ включены новые операции, при совершении которых не нужно уплачивать НДС. Во-первых, это передача в безвозмездное пользование некоммерческим организациям имущества казны РФ, субъекта РФ или муниципального образования (пп. 10 п. 2 ст. 146 НК РФ). Во-вторых, реализация управляющими организациями, товариществами собственников жилья и другими специализированными компаниями коммунальных услуг (пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ). В-третьих, реализация этими же лицами работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ). В-четвертых, передача имущественных прав общероссийским общественным объединениям в рамках подготовки к Олимпийским играм в Сочи (пп. 31 п. 3 ст. 149 НК РФ). Однако данные изменения не были учтены в Порядке заполнения налоговой декларации (утв. Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н). В связи с этим ФНС России в Письме от 24.02.2010 N ШС-22-3/131@ рекомендовала при оформлении отчетности в отношении новых операций использовать следующие коды: 1010813, 1010262, 1010263, 1010264 (см. Выпуск обзора от 10.03.2010).

Рассматриваемым Приказом данные коды внесены в Приложение N 1 к Порядку заполнения налоговой декларации (утв. Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н). Также изменено наименование некоторых операций. Так, например, код 1010292 теперь в том числе обозначает выдачу займа ценными бумагами, операции РЕПО, включая денежные суммы, подлежащие уплате за предоставление ценных бумаг по операциям РЕПО. Код 1010258 обозначает теперь также переуступку прав кредитора по обязательствам, вытекающим из договоров займа.

Данные изменения необходимо будет учитывать при заполнении налоговой декларации за второй квартал 2010 г.

3.Новые рекомендации ВАС РФ о порядке уплаты госпошлины при обращении в суд
  • Информационные письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 N 139 "О внесении изменений в информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации"

Президиум ВАС РФ уточнил и дополнил свои рекомендации об уплате государственной пошлины при обращении в суд. Новые положения внесены в информационные письма от 25.05.2005 N 91 и от 13.03.2007 N 117. Рассмотрим основные изменения.

Так, ВАС РФ разъяснил, в каком размере уплачивается госпошлина при изменении размера ставок, если заявитель обратился в суд в период действия прежней редакции Налогового кодекса РФ, а затем возникла необходимость доплаты данного сбора. По общему правилу, госпошлина уплачивается в размере, установленном на момент обращения в суд. Исключения действуют, например, при увеличении исковых требований - в таком случае госпошлину нужно доплатить по тем ставкам, которые действуют на момент такого увеличения (пп. 2 п. I Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 N 139).

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в защиту государственных и общественных интересов, освобождаются от уплаты госпошлины. ВАС РФ разъяснил, что в данной статье под иными органами понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов госвласти и местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции, например, ПФР, ФСС РФ, ЦБ РФ (пп. 2 п. II Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 N 139).

С 31 января 2009 г. госорганы и муниципалитеты, обращающиеся в арбитражный суд в качестве истцов или ответчиков, не уплачивают госпошлину (пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ). ВАС РФ уточнил, что нормы Налогового кодекса РФ не освобождают их от обязанности возместить расходы истца по уплате госпошлины в составе судебных расходов. Таким образом, если налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения налоговой инспекции и выиграл спор, то он вправе заявить требование о взыскании с налогового органа затрат по перечислению госпошлины (пп. 7 п. II Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 N 139).

Также информационное письмо от 13.03.2007 N 117 дополнено положением, в котором разъяснено, что при отказе истца от иска в суде апелляционной или кассационной инстанции и отменой в связи с этим всех судебных актов уплаченная госпошлина возвращается судом, прекратившим производство по делу (пп. 8 п. II Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 N 139).

4.Затраты на изготовление буклетов, лифлетов и флайерсов учитываются в составе ненормируемых расходов на рекламу
  • Письмо Минфина России от 21.05.2010 N 03-03-06/2/93

Многие фирмы в рекламных целях распространяют листовки, буклеты, лифлеты и флайерсы, которые содержат информацию об организации, о реализуемых товарах, выполняемых работах или оказываемых услугах. Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу для целей налога на прибыль могут учитываться полностью или признаваться в пределах установленной нормы - не более 1 процента выручки от реализации. Однако в абз. 2 - 4 указанной нормы установлен закрытый перечень ненормируемых расходов на рекламу, в числе которых значатся затраты на изготовление рекламных брошюр и каталогов. В абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ не упоминаются листовки, буклеты, лифлеты и флайерсы, но такие полиграфические материалы также используются в качестве рекламных. По мнению Минфина России, данная печатная продукция представляет собой разновидность брошюр, содержащих рекламную информацию. Различаются они форматом. Буклеты и лифлеты имеют от одного до трех сгибов, флайерсы - разновидность листовки, информирующая о проведении какой-либо акции либо предоставляющая скидку. Поэтому, несмотря на то что в абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ значатся только брошюры и каталоги, расходы на изготовление указанной полиграфической продукции не нормируются, а признаются в полном размере. Аналогичная точка зрения уже высказывалась финансовым ведомством в Письме от 06.12.2006 N 03-03-04/2/254.

наверх
  1. Должны ли индивидуальные предприниматели в целях применения УСН соблюдать ограничение по стоимости основных средств и нематериальных активов?
  2. Учитываются ли в расходах по налогу на прибыль затраты на покупку напитков и продуктов питания, потребляемых представителями контрагентов не во время переговоров?
1.Должны ли индивидуальные предприниматели в целях применения УСН соблюдать ограничение по стоимости основных средств и нематериальных активов?
Название документа:
  • Письмо Минфина России от 21.05.2010 N 03-11-11/147
Комментарий:

Индивидуальные предприниматели, так же как и организации, вправе перейти на УСН. Однако для перехода и применения данного спецрежима необходимо соблюдать требования, установленные в п. п. 3 и 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ. Одно из ограничений определено в пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ: организация может перейти (или работать) на УСН, если остаточная стоимость ее основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета не превышает 100 млн руб. В данной норме не указаны предприниматели. Распространяется ли на них это ограничение?

Финансовое ведомство придерживается мнения, что индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, как и организации, должны соблюдать ограничение по максимальному пределу остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов. Это объясняется тем, что согласно п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ и организации, и предприниматели теряют право на применение УСН, если в течение какого-либо квартала допущено несоответствие определенным требованиям, а в их числе - непревышение максимального предела по остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов. Соответственно, предприниматели обязаны соблюдать установленный лимит (100 млн руб.). Аналогичная точка зрения уже высказывалась Минфином России (Письма от 27.10.2009 N 03-11-09/357, от 11.12.2008 N 03-11-05/296).

В то же время изложенная в рассматриваемом письме позиция является спорной.

Во-первых, в п. 3 ст. 346.12 НК РФ приведен перечень ограничений на применение УСН, причем в каждом подпункте конкретно этого пункта указывается налогоплательщик - либо "организация", либо "организация и индивидуальный предприниматель", либо иное лицо. Требование о соблюдении лимита остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов в пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ установлено только для организаций.

Во-вторых, в пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ говорится о том, что стоимость основных средств и нематериальных активов определяется по данным бухучета. Однако индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухучет (ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н), ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" (утв. Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н)). В Письме от 25.01.2008 N 03-11-05/14 Минфин России подтвердил, что предприниматель, применяющий УСН, освобождается от ведения бухгалтерского учета и не обязан представлять в налоговый орган бухотчетность.

Таким образом, предприниматели для целей перехода и применения УСН не должны соблюдать ограничение по стоимости основных средств и нематериальных активов (100 млн руб.), которое в пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ определено только для организаций. Учитывая позицию Минфина России, инспекторы могут предъявить претензии при превышении предпринимателем установленного лимита. Однако у налогоплательщика есть аргументы для обоснования своей точки зрения в суде. А дополнительно можно привести положение п. 7 ст. 3 НК РФ: неустранимые сомнения, противоречия и неясности налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика.

2.Учитываются ли в расходах по налогу на прибыль затраты на покупку напитков и продуктов питания, потребляемых представителями контрагентов не во время переговоров?
Название документа:
  • Письмо Минфина России от 12.05.2010 N 03-03-06/1/327
Комментарий:

Многие компании стремятся улучшить для клиентов условия ожидания в очереди на прием к тому или иному сотруднику, так как это важно для продолжения дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества. С этой целью в частности закупаются чай, кофе, конфеты и другие продукты, которые впоследствии будут бесплатно предложены представителям клиентов. В такой ситуации у налогоплательщиков возникает вопрос: можно ли учесть данные расходы в целях налога на прибыль?

В комментируемом письме финансовое ведомство разъяснило, что затраты на приобретение чая, кофе, конфет и печенья, предназначенных для контрагентов, ожидающих документы, нельзя учесть в расходах по налогу на прибыль. Обоснована данная точка зрения следующим образом. По мнению Министерства, затраты на покупку продуктов питания для представителей других организаций учитываются согласно пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе представительских расходов, к которым в соответствии с п. 2 ст. 264 НК РФ относятся расходы на официальный прием представителей других компаний, участвующих в переговорах в целях установления или поддержания взаимного сотрудничества (в том числе буфетное обслуживание). Поскольку чай, кофе, конфеты и печенье, выложенные на столе в приемной офиса, потребляются клиентами налогоплательщика не во время переговоров или официального приема указанных лиц, то затраты на приобретение продуктов питания нельзя отнести к представительским расходам.

Однако по данному вопросу возможна и иная точка зрения. Налогоплательщик может учесть затраты на покупку продуктов питания для клиентов, ожидающих документы, в расходах по налогу на прибыль. Действительно, данные расходы не являются представительскими. Но, по нашему мнению, их можно учесть в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ как другие расходы, связанные с производством и реализацией, при условии, что они документально подтверждены, обоснованы и направлены на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Таким образом, налогоплательщик может учесть расходы на покупку продуктов питания для клиентов, ожидающих документы, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Но в таком случае не исключены споры с налоговыми органами.

наверх
Дисконт по непогашенному векселю со сроком платежа "по предъявлении, но не ранее определенной даты" должен учитываться векселедателем в расходах с момента составления векселя до минимальной даты его предъявления к оплате.
  • (Постановление ФАС Уральского округа от 29.04.2010 N Ф09-2878/10-С3)

Организация, применяющая для целей налогообложения метод начисления, выдала собственный вексель со сроком платежа "по предъявлении, но не ранее определенной даты". По непогашенному векселю налогоплательщик учел расходы в виде дисконта в периоде от составления векселя до наступления минимальной даты предъявления векселя к оплате, т.е. даты "не ранее". После проведения выездной налоговой проверки организация была привлечена к налоговой ответственности. В частности, инспекция посчитала, что дисконт по непогашенному векселю не может быть определен до момента исполнения вексельного обязательства и истечения сроков его предъявления к платежу. Поскольку на дату "не ранее" размер дисконта не может быть определен, то расходы в виде дисконта в этом налоговом периоде не учитываются.

Однако суд встал на сторону налогоплательщика. Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ при методе начисления расходы признаются в том периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической оплаты. При расчете процентов, полученных (выплаченных) либо подлежащих получению (выплате), налогоплательщик определяет доходы (расходы) исходя из установленных по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия в отчетном периоде (п. 4 ст. 328 НК РФ). Вексель сроком по предъявлении оплачивается при его предъявлении и должен быть предъявлен к платежу в течение одного года со дня его составления. Векселедатель может установить, что переводный вексель сроком по предъявлении не может быть предъявлен к платежу ранее определенного срока. В таком случае срок для предъявления течет с этого срока (п. п. 34 и 77 Положения о переводном и простом векселе, введенного в действие Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР и Совета народных комиссаров СССР от 07.08.1937 N 104/1341). Суд указал, что обязанность уплатить вексельную сумму у налогоплательщика возникает в момент наступления даты "не ранее" и в последующих периодах размер расходов по векселю не увеличивается, следовательно, и расходы в виде дисконта правомерно отнесены организацией к периоду, исчисляемому со срока составления векселя до минимальной даты его предъявления к оплате.

Аналогичные выводы содержатся в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 11.02.2009 N А56-10236/2007.

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru