КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Специальный поиск судебной практики»
Получите полный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня.

Новые документы для бухгалтера // 08.09.2011

← Вернуться к списку обзоров Новых документов

Заказать полные тексты данных документов Вы можете в компании «КонсультантПлюсКоми» по телефонам: в Сыктывкаре — (8212) 24-64-36, 29-15-51, Ухте — (82147) 5-30-96, 64-0-64, Печоре — (82142) 3-11-85, Усинске — (82144) 44-888, Воркуте — (82151) 3-24-73.

 
  1. Разъяснен порядок документального подтверждения расходов на транспортировку товара
  2. Сумма недоначисленной амортизации по ликвидированной части основного средства при применении нелинейного метода учитывается в расходах единовременно
  3. Не учтенную на 1 января 2012 г. часть затрат на НИОКР, завершенные в 2011 г., нельзя включить в расходы единовременно
  4. При невозможности проставить в командировочном удостоверении отметки о прибытии и выбытии факт нахождения сотрудника в командировке можно подтвердить иными документами
  5. Разъяснен порядок перечисления НДФЛ и уменьшения ЕНВД на сумму обязательных страховых взносов предпринимателем, сотрудники которого поочередно работают в разных муниципальных образованиях
1.Разъяснен порядок документального подтверждения расходов на транспортировку товара
  • Письма Минфина России от 17.08.2011 N 03-03-06/1/492, N 03-03-06/1/497, N 03-03-06/1/498, N 03-03-06/1/499, N 03-03-06/1/500, N 03-03-06/1/501

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272, введены в действие 25 июля 2011 г. (подробнее см. в выпуске обзора от 05.05.2011). Данными Правилами введена новая форма транспортной накладной. Товарно-транспортная накладная по форме N 1-Т (утв. Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78) не отменена и продолжает использоваться.

Минтранс России в Письме от 20.07.2011 N 03-01/08-1980ис разъяснял, что использование новой транспортной накладной не исключает применения накладной как по форме N 1-Т, так и по форме N ТОРГ-12 (утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132).

Минфин России это подтверждает и поясняет, какими именно документами следует подтверждать затраты на перевозку товара для целей налога на прибыль. Состав комплекта документов зависит от того, заключался договор перевозки или нет.

При наличии договора перевозки со сторонней организацией факт транспортировки товара подтверждается либо транспортной накладной нового образца, либо накладной по форме N 1-Т. Финансовое ведомство отмечает, что новая форма транспортной накладной содержит все необходимые сведения о перевозчике, грузоотправителе, грузополучателе, условиях перевозки груза, а также все данные, подтверждающие факт транспортировки груза и затраты на перевозку. Накладные, составленные как по новой форме, так и по форме N 1-Т, могут использоваться для подтверждения затрат на перевозку груза и в случаях, когда доставку до склада покупателя осуществляет сам грузоотправитель (поставщик). Однако оказание таких услуг должно быть согласовано сторонами в договорах поставки.

Если же договор перевозки не заключался и покупатель вывозит товар со склада грузоотправителя собственным транспортом, то расходы на перевозку груза можно подтвердить путевым листом на транспортное средство. Это объясняется тем, что услуги по перевозке не оказываются, поэтому транспортная накладная в данном случае не составляется.

наверх
2.Сумма недоначисленной амортизации по ликвидированной части основного средства при применении нелинейного метода учитывается в расходах единовременно
  • Письмо Минфина России от 19.08.2011 N 03-03-06/1/503

При применении нелинейного метода начисления амортизации ее ежемесячная сумма определяется исходя из суммарного баланса амортизационной группы (п. 2 ст. 259, п. 2 ст. 259.2, подп. 1 п. 1 ст. 322 НК РФ). Суммарный баланс амортизационной группы уменьшается на остаточную стоимость выбывающих основных средств (п. 10 ст. 259.2 НК РФ).

При полной ликвидации амортизируемого объекта имущества данный порядок не применяется. Сумма недоначисленной амортизации продолжает погашаться через механизм амортизации (подп. 8 п. 1 ст. 265, п. 13 ст. 259.2 НК РФ, Письмо Минфина России от 20.12.2010 N 03-03-06/2/217).

Порядок начисления амортизации при применении нелинейного метода в случае частичной ликвидации основных средств Налоговым кодексом РФ не урегулирован. Поэтому налогоплательщики сталкиваются с вопросом о том, как начислять амортизацию по имуществу, оставшемуся в эксплуатации после частичной ликвидации, и списать сумму недоначисленной амортизации по ликвидированной части основного средства.

В рассматриваемом Письме Минфин России разъяснил следующее. Согласно п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н) при частичной ликвидации основных средств для оформления документации по выбывающему основному средству создается специальная комиссия. Она составляет акт о частичной ликвидации и вносит в него сведения о доле ликвидируемого имущества. Исходя из такой доли определяется:

  • остаточная стоимость той части основного средства, которая будет эксплуатироваться после неполной ликвидации. Эта часть учитывается в суммарном балансе амортизационной группы;
  • сумма недоначисленной амортизации по ликвидированной части основного средства. Указанная сумма учитывается в расходах единовременно на основании подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ.

Минфин России обращает внимание, что при частичной ликвидации основного средства неприменимы подп. 8 п. 1 ст. 265, п. 13 ст. 259.2 НК РФ, поскольку эти положения регулируют порядок учета расходов при выводе имущества из эксплуатации. Поэтому налогоплательщики, использующие нелинейный метод, уменьшают суммарный баланс амортизационной группы на сумму недоначисленной амортизации ликвидированной части основного средства.

наверх
3.Не учтенную на 1 января 2012 г. часть затрат на НИОКР, завершенные в 2011 г., нельзя включить в расходы единовременно
  • Письмо Минфина России от 17.08.2011 N 03-03-06/1/495

Согласно действующим правилам признания расходов на НИОКР данные затраты учитываются равномерно в течение одного года начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены данные исследования. Этот порядок применяется как в случае, если НИОКР дали положительный результат, так и при его отсутствии (абз. 2, 3 п. 2 ст. 262 НК РФ).

С 1 января 2012 г. начнут действовать новые правила признания расходов на НИОКР. Данные затраты будут единовременно учитываться в том отчетном (налоговом) периоде, в котором завершены исследования (п. 4 ст. 262 НК РФ в новой редакции). Результат исследований при этом значения не имеет. Подробнее см. выпуск обзора "Новые документы для бухгалтера" от 16.06.2011.

В рассматриваемом Письме Минфин России разъяснил, как учитывать расходы на НИОКР, если научные исследования были завершены в 2011 г. и на 1 января 2012 г. осталась неучтенной часть затрат.

Финансовое ведомство указало, что новые правила закрепляют переходные положения только в отношении исследований из установленного Правительством РФ перечня, затраты по которым признаются с применением коэффициента 1,5 в особом порядке (п. 11 ст. 262 НК РФ в новой редакции).

По иным расходам на НИОКР переходные положения не установлены.

В связи с этим затраты на научные исследования, которые остались неучтенными на 1 января 2012 г., необходимо признавать в прежнем порядке, то есть учитывать равномерно в течение года. Единовременно включить в расходы оставшуюся часть затрат нельзя.

Однако, по мнению Минфина России, затраты на НИОКР, начатые до 1 января 2012 г., но завершенные после этой даты, могут учитываться по новым правилам в периоде их завершения. Это возможно при условии, что налоговый учет данных расходов налогоплательщик ведет также по новым правилам.

наверх
4.При невозможности проставить в командировочном удостоверении отметки о прибытии и выбытии факт нахождения сотрудника в командировке можно подтвердить иными документами
  • Письмо Минфина России от 16.08.2011 N 03-03-06/3/7

Командировочное удостоверение — основной документ, подтверждающий срок пребывания сотрудника в командировке. В удостоверении проставляются отметки о дате приезда работника в место командировки и дате выезда оттуда. Эти отметки вносит организация, в которую командирован сотрудник (п. 7 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749).

Если командированный работник направляется не в организацию, а на переговоры с физлицами, указанные отметки в удостоверении проставить некому. Однако расходы на командировку, предусмотренные подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ, можно подтвердить и без этих отметок. Минфин России разъяснил, что в данной ситуации факт нахождения сотрудника в месте командировки в установленное время можно обосновать документами, которые косвенно подтверждают произведенные расходы (п. 1 ст. 252 НК РФ). Такими документами, в частности, являются:

  • приказ о направлении работника в командировку;
  • служебное задание и отчет о его выполнении;
  • проездные документы, по которым можно определить даты прибытия и выбытия;
  • счет из гостиницы, подтверждающий период проживания в месте командировки.
наверх
5.Разъяснен порядок перечисления НДФЛ и уменьшения ЕНВД на сумму обязательных страховых взносов предпринимателем, сотрудники которого поочередно работают в разных муниципальных образованиях
  • Письмо Минфина России от 15.08.2011 N 03-11-06/3/92

В Минфин России обратился индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в качестве плательщика ЕНВД в разных муниципальных образованиях. Сотрудники предпринимателя работают поочередно в этих муниципалитетах.

Финансовое ведомство разъяснило следующие вопросы, связанные с уплатой налогов в данной ситуации.

Во-первых, в целях п. 2 ст. 346.32 НК РФ единый налог уменьшается на величину уплаченных обязательных страховых взносов отдельно по каждому муниципальному образованию исходя из суммы выплат сотрудникам, работающим в соответствующем муниципалитете. Если такие сотрудники относятся к административно-управленческому персоналу, страховые взносы следует распределять пропорционально доходам, полученным по каждому образованию, в общей выручке от реализации. Следует отметить, что финансовое ведомство уже выпускало аналогичные разъяснения (см., например, Письмо от 22.12.2010 N 03-11-11/326).

Во-вторых, НДФЛ с доходов наемных работников перечисляется в бюджет каждого муниципального образования с учетом времени, отработанного сотрудниками в каждом из муниципалитетов.

наверх
  1. Когда должны перейти на ЕНВД налогоплательщики, которые оказывают бытовые услуги, внесенные в ОКУН с 1 апреля 2011 г.?
  2. Учитывается ли при применении УСН в доходах компенсация расходов на ремонт совместного имущества, полученная от совладельцев?
  3. Вправе ли организация применять ЕСХН, если из-за аномальных природных условий она не получила доходов от реализации?
1.Когда должны перейти на ЕНВД налогоплательщики, которые оказывают бытовые услуги, внесенные в ОКУН с 1 апреля 2011 г.?
Названия документов:
  • Письма Минфина России от 12.08.2011 N 03-11-06/3/90, от 18.08.2011 N 03-11-06/3/93, от 18.08.2011 N 03-11-06/3/94; Письмо ФНС России от 04.07.2011 N ЕД-3-3/2234@
Комментарий:

Система налогообложения ЕНВД может применяться в отношении бытовых услуг, перечисленных в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН). Соответствующее решение должен принять представительный орган муниципального образования (подп. 1 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

Напомним, Приказом Росстандарта от 23.12.2010 N 1072-ст внесены изменения в ОКУН. В частности, раздел бытовых услуг был дополнен следующими видами услуг:

  • услуги по установке и ремонту сантехнического оборудования;
  • услуги соляриев;
  • услуги по установке и ремонту систем водоочистки;
  • услуги по ремонту и изготовлению очковой оптики.

Измененная редакция ОКУН применяется с 1 апреля 2011 г. В связи с этим налогоплательщики, оказывающие данные услуги и перечисляющие обязательные платежи согласно общей системе налогообложения или УСН, столкнулись со следующим вопросом: когда необходимо перейти на уплату ЕНВД?

Минфин России разъяснил, что такие налогоплательщики были обязаны перейти на ЕНВД с 1 июля 2011 г. при условии, что в их муниципальном образовании единым налогом облагается любая предпринимательская деятельность в сфере оказания бытовых услуг, а не конкретные виды таких услуг.

По мнению министерства, Приказ Росстандарта от 23.12.2010 N 1072-ст повлиял на налоговые обязательства организаций и предпринимателей. В связи с этим он относится к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, на которые распространяются положения ст. 5 НК РФ о действии во времени актов законодательства о налогах и сборах. Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ данные нормативные правовые акты вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Приказ Росстандарта от 23.12.2010 N 1072-ст был опубликован в марте 2011 г. Налоговым периодом по ЕНВД является квартал (ст. 346.30 НК РФ). Следовательно, бытовые услуги, включенные в ОКУН с 1 апреля 2011 г., в отношении которых ранее система налогообложения в виде ЕНВД не применялась, облагаются данным налогом начиная с III квартала 2011 г., то есть с 1 июля 2011 г.

Однако ФНС России считает, что в рассматриваемой ситуации ЕНВД необходимо было применять уже с 1 апреля 2011 г. (Письмо от 04.07.2011 N ЕД-3-3/2234@).

Вопрос о том, с какой даты применять ЕНВД, имеет для налогоплательщиков принципиальное значение. В случае ошибочного применения налогоплательщиком той или иной системы налогообложения (ЕНВД вместо ОСН или УСН, ОСН или УСН вместо ЕНВД) инспекция доначислит ему налоги, пени и штраф.

Следует отметить, что целесообразнее руководствоваться разъяснениями финансового ведомства, поскольку именно Минфин России, а не Федеральная налоговая служба, уполномочен разъяснять вопросы применения налогового законодательства (п. 1 ст. 34.2 НК РФ).

Таким образом, налогоплательщики, оказывающие услуги, которые после внесения изменений в ОКУН облагаются ЕНВД, обязаны перейти на данный спецрежим с 1 июля 2011 г. Однако возможны споры с налоговыми органами.

наверх
2.Учитывается ли при применении УСН в доходах компенсация расходов на ремонт совместного имущества, полученная от совладельцев?
Название документа:
  • Письмо Минфина России от 04.08.2011 N 03-11-06/2/114
Комментарий:

Организация, применяющая УСН с объектом "доходы", отремонтировала кровлю здания, принадлежащего нескольким совладельцам на праве общей долевой собственности. Ремонт эта компания произвела за свой счет. Впоследствии некоторые сособственники добровольно компенсировали организации часть расходов на ремонт. За взысканием оставшейся части затрат на ремонт с остальных совладельцев организация обратилась в суд.

Независимо от способа получения такой компенсации (выплата добровольная или по решению суда) у налогоплательщика возникает вопрос, включается ли она в доходы.

Минфин России указал, что такая компенсация учитывается в доходах по следующим основаниям. Согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, при определении доходов руководствуются ст. 249 и 250 НК РФ. Доходы в виде штрафов, пеней и иных санкций за нарушение договорных обязательств, признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, а также суммы возмещения убытков или ущерба формируют налоговую базу (п. 3 ст. 250 НК РФ).

Однако позиция, выраженная в комментируемом Письме финансового ведомства, не является однозначной. Расходы на ремонт имущества, находящегося в общей долевой собственности, собственники должны нести согласно закону (ст. 249 ГК РФ), а не договору. Поэтому договорные обязательства в рассматриваемом случае не нарушены. Возмещения убытков или ущерба также не происходит, поскольку ремонт производится не по причине нанесения имуществу урона кем-либо из совладельцев, а по объективной необходимости. Следовательно, можно сделать вывод, что п. 3 ст. 250 НК РФ в рассматриваемой ситуации неприменим.

Более того, по смыслу ст. 41 НК РФ компенсация за ремонт общего имущества не признается доходом, поскольку она не является экономической выгодой.

Таким образом, налогоплательщик, применяющий УСН с объектом "доходы", который за счет собственных средств произвел ремонт кровли здания, принадлежащего нескольким собственникам, вправе не включать в доходы компенсацию, выплаченную совладельцами добровольно или по решению суда. При этом организация, отремонтировавшая имущество, должна быть готова к претензиям со стороны налоговых органов, и, вероятнее всего, свою позицию ей придется отстаивать в суде.

Арбитражная практика по данному вопросу не сложилась.

наверх
3.Вправе ли организация применять ЕСХН, если из-за аномальных природных условий она не получила доходов от реализации?
Название документа:
  • Письмо ФНС России от 27.07.2011 N ЕД-4-3/12168@
Комментарий:

Налогоплательщики вправе применять ЕСХН, если доля доходов от реализации произведенной ими сельхозпродукции составляет не менее 70 процентов от общего объема их выручки от реализации (п. 2 ст. 346.2 НК РФ). Можно ли продолжать применять данный спецрежим, если доходы от продажи сельхозпродукции у организации отсутствуют по причине аномальных природных условий?

ФНС России в комментируемом Письме пришла к следующему выводу. Если нарушен критерий 70-процентной доли доходов (п. 2 ст. 346.2 НК РФ), в том числе при отсутствии выручки от реализации сельхозпродукции, право на сельскохозяйственный спецрежим организация утрачивает согласно п. 4 ст. 346.3 НК РФ. Налоговое законодательство не содержит исключений, позволяющих уплачивать ЕСХН при нарушении условий применения данного режима из-за форс-мажорных обстоятельств.

Однако возможна иная точка зрения на этот вопрос, согласно которой в рассматриваемой ситуации организация вправе остаться плательщиком ЕСХН.

Дело в том, что отсутствие доходов от реализации товаров, работ, услуг (в том числе сельхозпродукции) не является основанием для утраты права на применение ЕСХН. Условие, содержащееся в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, согласно которому доля доходов от реализации произведенной налогоплательщиком сельхозпродукции должна составлять не менее 70 процентов от общего объема выручки, предполагает наличие у организации доходов от реализации. Следовательно, это условие нарушается только в том случае, если налогоплательщик получил какую-либо выручку от продажи товаров, работ или услуг. Если же доходов от реализации нет вообще, данное ограничение не нарушается. При этом отметим, что иные доходы (внереализационные) такой налогоплательщик иметь может, так как в целях п. 2 ст. 346.2 НК РФ они в расчет не берутся. Напомним также, что согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Возможность применения ЕСХН при отсутствии выручки от реализации подтверждается Постановлениями ФАС Дальневосточного округа от 21.04.2010 N Ф03-2288/2010 (Определением ВАС РФ от 24.08.2010 N ВАС-11485/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Поволжского округа от 05.04.2010 N А72-16139/2009. Следует отметить, что данные судебные решения вынесены по ситуациям, когда у вновь созданной организации или зарегистрированного предпринимателя в первом налоговом периоде по ЕСХН доходы от реализации отсутствовали по причине того, что проводились подготовительные сельскохозяйственные работы. Однако представляется, что соответствующие выводы судов можно применить и к случаю, когда налогоплательщик не получил доходов по причине аномальных природных условий.

Таким образом, плательщики ЕСХН, не получившие доходов от реализации товаров, работ, услуг (в том числе сельхозпродукции) в результате стихийных бедствий, могут продолжить применять данный спецрежим. Однако, скорее всего, споров с налоговыми органами им не избежать.

наверх
Не удержанный вовремя НДФЛ, пени и штраф могут быть доначислены налоговому агенту до окончания периода, к которому относятся соответствующие выплаты
  • (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 N 1051/11)

При проведении проверки налогового агента инспекция установила, что организация в течение пяти месяцев налогового периода не полностью удерживала и перечисляла НДФЛ с доходов физлиц. Компании были доначислены налог, пени и штраф. Однако она оспорила данное решение в арбитражном суде, ссылаясь на то, что в момент проведения проверки налоговый период еще не был окончен.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций приняли решение в пользу налогового агента, руководствуясь следующим. В силу ст. 216 НК РФ налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год. Следовательно, решение инспекции удержать с доходов физлиц сумму доначисленного налога за период с 1 января по 31 мая и начислить пени и штрафы является незаконным, поскольку соответствующий налоговый период (календарный год) еще не закончился.

Однако Президиум ВАС РФ, рассматривая данный спор, пришел к противоположным выводам. Суд указал, что налоговые агенты исчисляют НДФЛ нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется соответствующая ставка. При этом зачитывается сумма налога, удержанная в предыдущие месяцы периода (п. 3 ст. 226 НК РФ). Из п. п. 4 и 6 указанной нормы можно сделать вывод, что налог удерживается у физлиц при фактической выплате денежных средств и перечисляется не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств, предназначенных для выплаты дохода (либо дня их перечисления на счет налогоплательщика). Что касается уплаты налога по окончании налогового периода (календарного года), то она предусмотрена ст. 227 и 228 НК РФ для тех случаев, когда обязанность по уплате налога возложена на самих налогоплательщиков. Таким образом, срок исполнения налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физлиц не связан с окончанием налогового периода.

Аналогичные решения и ранее встречались в судебной практике (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 04.07.2007 N А12-2242/07, ФАС Северо-Западного округа от 18.03.2011 N А56-18448/2010, ФАС Уральского округа от 16.04.2009 N Ф09-2100/09-С2).

Однако суды приходили и к противоположным выводам. Например, ФАС Московского округа в Постановлении от 21.08.2007, 28.08.2007 N КА-А40/8267-07 отказал в доначислении налога с сумм выплат, производимых сотрудникам агента не при фактической выплате доходов, а позже, но в этом же налоговом периоде. Суд счел, что в силу ст. 216 НК РФ налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год, поэтому удержание налога и его перечисление в бюджет в течение года правомерно.

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru