КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор учетной политики»
Новшество для юристов! Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции

Новые документы для бухгалтера // 06.05.2010

 

Содержание обзора

 

Новости

1. Ставка рефинансирования составляет 8 процентов годовых >>>

2. Утверждены новые формы заявления и сообщений для плательщиков, применяющих УСН >>>

3. Рекомендованы формы документов, которые подаются в инспекцию плательщиками ЕСХН >>>

4. Штраф за просрочку представления формы 4-ФСС рассчитывается отдельно по видам страхования >>>

5. Временно находящийся в РФ иностранец (лицо без гражданства), являющийся индивидуальным предпринимателем, должен уплачивать страховые взносы >>>

6. Поставщик не вправе учитывать в расходах скидку за выборку товара на определенную сумму, предоставленную по договору поставки продовольственных товаров >>>

 

Комментарии

1. Начисляются ли страховые взносы на выплаты работникам, если такие выплаты не предусмотрены трудовыми договорами? >>>

2. Необходим ли перевод авиабилета на русский язык в целях подтверждения командировочных расходов? >>>

 

Судебное решение недели

Частичное погашение задолженности по налогу не является основанием для направления уточненного требования >>>

 

 

 

Новости

 

1. Ставка рефинансирования составляет 8 процентов годовых

Указание ЦБ РФ от 29.04.2010 N 2439-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

 

Постепенное снижение ставки рефинансирования Банка России продолжается: с февраля текущего года она ежемесячно уменьшается на 0,25 процентных пункта. Совет директоров Банка России принял решение об очередном снижении ставки. С 30 апреля 2010 г. ее значение составляет 8% годовых.

 

2. Утверждены новые формы заявления и сообщений для плательщиков, применяющих УСН

Приказ ФНС России от 13.04.2010 N ММВ-7-3/182@ "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения"

 

Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с п. 1 ст. 346.13 НК РФ должны направлять в инспекцию по месту своего нахождения заявление о намерении применять УСН. Новая форма такого заявления рекомендована рассматриваемым Приказом. Следует отметить, что заявление подается в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего переходу на данный спецрежим, и, в частности, содержит сведения о средней численности работников за девять месяцев того года, в котором подается заявление. Напомним, для применения УСН необходимо, чтобы это число составляло не более 100 человек. На момент заполнения заявления это число за девять месяцев может и превышать установленное ограничение, однако до 1 января налогоплательщик должен привести численность работников в соответствие с требованиями, и с начала календарного года он будет вправе применять УСН. Такие разъяснения давал Минфин России (Письмо от 25.11.2009 N 03-11-06/2/248).

Рассматриваемым Приказом для налогоплательщиков утверждены формы сообщения об утрате права на применение УСН и уведомления об отказе от применения УСН. Ранее утвержденные Приказом МНС РФ от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 формы для применения УСН утрачивают силу.

В п. 2 ст. 346.14 НК РФ установлено право налогоплательщика, применяющего УСН, на изменение с начала налогового периода объекта налогообложения. Об этом необходимо уведомить инспекцию до 20 декабря года, предшествующего смене объекта. Приказом ФНС РФ от 13.04.2010 N ММВ-7-3/182@ рекомендована форма такого уведомления. Отметим, что ранее подобной утвержденной формы не было.

Все формы для налогоплательщиков носят рекомендательный характер, а значит, их можно составить и в произвольной форме, но при этом надо отразить в таком документе все необходимые данные. Приказ ФНС РФ от 13.04.2010 N ММВ-7-3/182@ на дату подготовки обзора (04.05.2010) не зарегистрирован в Минюсте РФ и не опубликован.

 

3. Рекомендованы формы документов, которые подаются в инспекцию плательщиками ЕСХН

Приказ ФНС России от 13.04.2010 N ММВ-7-3/183@ "Об утверждении форм документов для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей"

 

Сельскохозяйственные товаропроизводители для перехода на уплату ЕСХН подают в инспекцию соответствующее заявление. При утрате права на применение указанного спецрежима, если выявлено несоответствие установленным условиям, налогоплательщик должен произвести перерасчет налоговых обязательств. Также налогоплательщик обязан сообщить в инспекцию о переходе с ЕСХН на иной режим налогообложения. Такой порядок уведомления налогового органа установлен в ст. 346.3 НК РФ. Формы документов для применения ЕСХН были утверждены Приказом МНС РФ от 28.01.2004 N БГ-3-22/58. Однако по информации Минюста РФ от 15.08.2005, данный документ не применялся, так как не прошел государственную регистрацию. Кроме того, с 2004 г. нормы гл. 26.1 НК РФ ежегодно дополнялись и изменялись, поэтому ФНС России рекомендовала новые формы документов для применения ЕСХН.

Так, налогоплательщики могут воспользоваться формами следующих документов: заявления о переходе на ЕСХН, сообщения об утрате права применять данный спецрежим и уведомления об отказе от него.

Приказ ФНС России от 13.04.2010 N ММВ-7-3/183@ в Минюсте РФ не зарегистрирован и на дату подготовки обзора (04.05.2010) не опубликован. Налогоплательщики вправе пользоваться предлагаемыми формами либо составлять необходимые документы в произвольной форме.

 

4. Штраф за просрочку представления формы 4-ФСС рассчитывается отдельно по видам страхования

Письмо ФСС России от 22.03.2010 N 02-03-10/08-2328

 

Плательщики страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также взносов на травматизм обязаны представлять не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в территориальный орган ФСС России расчет по форме 4-ФСС РФ (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 N 871н). Соответствующие обязанности установлены п. 2 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ.

В рассматриваемом Письме ФСС России разъяснил, как будет рассчитываться штраф за нарушение срока представления данной отчетности. Так как указанная форма содержит разделы по двум видам страхования, то и размер штрафа будет определяться отдельно по каждому из них. В части взносов, подлежащих уплате при страховании временной нетрудоспособности и материнства, - по ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, а в части взносов на травматизм - по ст. 19 (абз. 6 и 7 п. 1) Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ.

Следует отметить, что размер штрафа в указанных статьях определяется одинаково - 5 процентов подлежащих уплате страховых взносов за каждый месяц, но не более 30 процентов и не менее 100 рублей. А если просрочка составила более 180 дней, то штраф будет равен 30 процентам подлежащих уплате взносов, плюс 10 процентов за каждый месяц опоздания начиная со 181-го дня, но не менее 1 000 рублей.

 

5. Временно находящийся в РФ иностранец (лицо без гражданства), являющийся индивидуальным предпринимателем, должен уплачивать страховые взносы

<Письмо> Минздравсоцразвития РФ от 26.01.2010 N 20-1/253427 <О порядке обязательного медицинского страхования временно находящихся в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства>

 

Минздравсоцразвития России разъяснило порядок обязательного медицинского страхования временно пребывающих на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.

Согласно п. 15 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ страховыми взносами не облагаются выплаты по трудовым и гражданско-правовым договорам в пользу указанных лиц. В то же время в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ определено несколько категорий плательщиков страховых взносов. К ним, в частности, относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, которые должны перечислять пенсионные взносы (в ПФР) и взносы на обязательно медицинское страхование (в ФОМС) за себя. На основе этих норм Минзравсоцразвития РФ пришло к следующим выводам. На суммы выплат или вознаграждений в пользу временно находящихся в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства взносы на обязательное медицинское страхование не начисляются, если эти лица работают по трудовым или гражданско-правовым договорам. Если же временно находящийся в РФ иностранец (лицо без гражданства) является индивидуальным предпринимателем, то он в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ признается плательщиком и должен перечислять за себя взносы на обязательное медицинское страхование.

Подход Минзравсоцразвития РФ можно обобщить и применить также в отношении пенсионных взносов. Поэтому временно пребывающие на территории РФ иностранцы и лица без гражданства, которые зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, должны уплачивать взносы в ПФР и ФОМС. Размер взносов данные лица должны определять, как и плательщики, не производящие выплат физлицам, исходя из стоимости страхового года (ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Следовательно, временно пребывающие на территории РФ иностранцы и лица без гражданства имеют право на страховое обеспечение по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию.

 

6. Поставщик не вправе учитывать в расходах скидку за выборку товара на определенную сумму, предоставленную по договору поставки продовольственных товаров

Письмо Минфина России от 12.04.2010 N 03-03-06/1/251

 

Организации вправе учесть в качестве внереализационных расходов суммы премий или скидок, предоставленных покупателю за выполнение определенных условий договора (пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ). С 1 февраля 2010 г. действует Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" (далее - Закон), в котором установлены требования к договору поставки продовольственных товаров в торговые сети. Соглашение может предусматривать выплату поставщиком магазину вознаграждения только за приобретение определенного количества товаров в размере не более 10 процентов их стоимости (п. 4 ст. 9 Закона). В рассматриваемом письме Минфин России подчеркнул, что указанный Закон не использует понятия "скидка", "премия" или "бонус". Однако термин "вознаграждение, выплачиваемое хозяйствующему субъекту", предусмотренный в п. 4 ст. 9 Закона, тождественен понятию премии (скидки), которое содержится в пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ. Поэтому вознаграждение, выплаченное магазину за приобретение определенного количества товаров, поставщик продовольственных товаров может включить в состав внереализационных расходов.

В то же время финансовое ведомство обращает внимание, что в указанном Законе говорится только о скидках за приобретение определенного количества товаров. Согласно п. 6 ст. 9 Закона в договор поставки не допускается включать условия об иных вознаграждениях, выплачиваемых торговой сети. Следовательно, если договором поставки продовольственных товаров предусмотрено предоставление магазину премии (скидки), например, за выборку товара на определенную сумму, то для целей налога на прибыль данные вознаграждения поставщик не учитывает.

 

 

 

Комментарии

 

1. Начисляются ли страховые взносы на выплаты работникам, если такие выплаты не предусмотрены трудовыми договорами?

 

Название документа:

<Письмо> Минздравсоцразвития России от 23.03.2010 N 647-19

 

Комментарий:

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон) объектом обложения страховыми взносами в ПФР, ФСС и ФОМС признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физлиц по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским соглашениям. Иногда компании предоставляют работникам премии, которые приурочены к определенным событиям или датам. Зачастую такие перечисления не предусматриваются трудовыми договорами. Поэтому у компаний возникает вопрос: нужно ли облагать страховыми взносами данные вознаграждения?

В рассматриваемом Письме Минздравсоцразвития России разъяснило, на какие именно  выплаты сотрудникам начисляются страховые взносы. По мнению Министерства, организации должны облагать взносами все выплаты в пользу работников, произведенные в рамках трудовых отношений, в том числе согласованные в трудовых, коллективном договорах, соглашениях, локальных нормативных актах работодателя. Не облагаются взносами лишь те выплаты, которые указаны в ст. 9 Закона. Следует отметить: в более ранних письмах Минздравсоцразвития указывало, что на стоимость переданного работнику подарка не начисляются взносы, если передача оформлена договором дарения, так как на основании ч. 3 ст. 7 Закона выплаты и вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество или передача в пользование имущества, взносами не облагаются (Письма от 05.03.2010 N 473-19, от 27.02.2010 N 406-19). Таким образом, учитывая разъяснения Минздравсоцразвития России, организация должна начислять страховые взносы на любые выплаты и вознаграждения для работников (за исключением случаев, перечисленных в ч. 3 ст. 7 и ст. 9 Закона), поскольку они произведены в рамках трудовых правоотношений.

Однако такая точка зрения представляется достаточно спорной. Исходя из определения, изложенного в ст. 15 ТК РФ, трудовыми признаются отношения между работодателем и работником, которые регулируются Трудовым кодексом РФ, нормативными правовыми актами о труде, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами. Значит, под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, следует понимать любое предоставление работнику от работодателя на основании указанных актов (в том числе на основании коллективного соглашения или трудового договора). Однако в ч. 1 ст. 7 Закона прямо указано, что взносы начисляются на выплаты и вознаграждения в пользу физлиц по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским соглашениям. Исходя из буквального толкования данной нормы, объект обложения страховыми взносами возникает, только если выплата предусмотрена именно в трудовом договоре. Если вознаграждение установлено коллективным договором, соглашениями или локальными нормативными актами, то оно не является объектом обложения взносами, так как в ч. 1 ст. 7 Закона эти документы не названы.

Следует отметить, что данный подход не будет одобрен контролирующими органами.

 

2. Необходим ли перевод авиабилета на русский язык в целях подтверждения командировочных расходов?

 

Название документа:

Письмо Минфина России от 22.03.2010 N 03-03-06/1/168

 

Комментарий:

Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы должны составляться по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. В соответствии с п. 4 ст. 105 Воздушного кодекса РФ форма авиабилета утверждена Приказом Минтранса России от 29.01.2008 N 15. Она предусматривает дублирование реквизитов на русском языке. Но если билет был приобретен у иностранного оператора, то и информация в нем изложена только на иностранном языке. При направлении работников в загранкомандировки у организаций возникает вопрос: можно ли учесть командировочные расходы, если затраты на проезд подтверждены авиабилетом, оформленным на иностранном языке?

В рассматриваемом Письме финансовое ведомство указало, что в данном случае необходим построчный перевод следующих реквизитов документа: ФИО пассажира, направление и номер рейса, дата вылета, стоимость билета. Можно не переводить условия применения тарифа, правила авиаперевозки и перевозки багажа. В подтверждение такой точки зрения приведены следующие аргументы. В соответствии со ст. 68 Конституции РФ государственным языком в России является русский язык. Согласно п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, документирование фактов хозяйственной деятельности осуществляется на русском языке. Также в данном пункте указано, что первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык. Таким образом, финансовое ведомство считает, что авиабилеты признаются первичными учетными документами и поэтому должны быть переведены на русский язык. Перевод может быть сделан как профессиональным переводчиком, так и сотрудником налогоплательщика при условии, что это является его должностной обязанностью. Данная точка зрения уже неоднократно высказывалась официальными органами (Письма Минфина России от 24.03.2010 N 03-03-07/6, от 14.09.2009 N 03-03-05/170). Дополнительные материалы см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

Но к решению данного вопроса можно предложить и другой подход. В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичными документами оформляются хозяйственные операции, которые проводит организация. При направлении работника в командировку для компании хозяйственной операцией является списание задолженности сотрудника по выданным ему подотчетным суммам. Значит, в рассматриваемой ситуации первичным документом является авансовый отчет, который составляется работником при возвращении из командировки (п. 26 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749), ведь именно на основании этого документа производится списание задолженности по подотчетным суммам (Постановление Госкомстата России от 01.08.2001 N 55). Данный вывод подтверждается официальными органами (Письма Минфина России от 19.11.2009 N 03-03-06/1/764, ФНС России от 25.11.2009 N МН-22-3/890). К авансовому отчету прилагаются в том числе  документы, подтверждающие расходы на проезд, - авиабилеты. Так как они оформлены в соответствии с требованиями иностранного законодательства и в рассматриваемой ситуации для организации не являются первичным документом, то построчный перевод их реквизитов не нужен. Этот вывод косвенно подтверждается в Постановлении ФАС Московского округа от 07.04.2009 N КА-А40/2620-09.

Таким образом, организация может учесть командировочные расходы на основании авансового отчета, к которому приложены в том числе оформленные на иностранном языке авиабилеты без их перевода на русский язык. Однако эта точка зрения не будет поддержана инспекцией, поэтому во избежание споров рекомендуем выполнить построчный перевод необходимых реквизитов: ФИО пассажира, направления и номера рейса, даты вылета, стоимости билета.

 

 

 

Судебное решение недели

 

Частичное погашение задолженности по налогу не является основанием для направления уточненного требования

(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.03.2010 N А32-43374/2009-58/529)

 

Инспекция выставила предпринимателю требование об уплате транспортного налога. Решением суда оно было признано недействительным. Тогда налоговый орган направил предпринимателю новое требование, в котором были исправлены ошибки, допущенные при составлении первоначального документа. Налогоплательщик не согласился с такими действиями инспекции и обратился в суд.

Разрешая спор, суд указал следующее. В соответствии со ст. 71 НК РФ инспекция выставляет уточненное требование, если после направления первоначального обязанность налогоплательщика по уплате налога изменилась. В ходе рассмотрения материалов дела было установлено, что второе требование инспекция выставила с учетом сумм налога, которые были перечислены предпринимателем после получения первого требования. По мнению суда, данное обстоятельство не является изменением обязанности по уплате налога и, следовательно, не признается основанием для направления уточненного требования. Таким образом, налоговый орган выставил второе требование повторно, а это противоречит налоговому законодательству и недопустимо.

Аналогичную судебную практику см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru