КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор договоров»
Получите полный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня.

Новые документы для бухгалтера // 05.11.2009

  В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

Новости

1. ООО могут пройти перерегистрацию и после 1 января 2010 г. >>>

2. Ставка рефинансирования ЦБ РФ изменена восьмой раз за год >>>

3. Как изменение ставки рефинансирования ЦБ РФ учитывается при признании в расходах процентов по займам и кредитам >>>

4. При реорганизации компании начисление амортизации не прерывается >>>

5. Определены основания для признания недоимки по страховым взносам безнадежной >>>

6. Уточнен порядок расчета среднего заработка для выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком >>>

 

Комментарии

1. Облагается ли НДС компенсация командировочных расходов, если по договору она не включена в стоимость услуг (работ)? >>>

2. Облагается ли НДФЛ компенсация стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно работникам Крайнего Севера? >>>

 

Судебное решение недели

Признание договора недействительным не изменяет налоговых последствий совершенной сделки >>>

 

Новости

 

1. ООО могут пройти перерегистрацию и после 1 января 2010 г.

Разъяснение ФНС России от 09.10.2009

 

Обязательная процедура внесения изменений в учредительные документы, приведения их в соответствие с поправками в Закон об ООО, которые были предусмотрены Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ (далее - Закон N 312-ФЗ), затронула все общества с ограниченной ответственностью. Указанным Законом установлена дата, до которой уставы обществ должны быть приведены в соответствие с изменениями, - 1 января 2010 г. (п. 2 ст. 5 Закона N 312-ФЗ). ФНС России выпустила разъяснения по наиболее актуальным вопросам о перерегистрации ООО, которые призваны снять ажиотаж вокруг данной процедуры.

Основной вопрос, который волнует все общества, не прошедшие до настоящего времени перерегистрацию, - какие последствия ждут ООО, если его устав не будет приведен в соответствие с Законом N 312-ФЗ в установленный срок, то есть до 1 января 2010 г. Ответ ФНС России должен успокоить налогоплательщиков. Из положений указанного Закона не следует, что по истечении данного срока общество не вправе продолжить свою деятельность и внести необходимые изменения в устав позже. Если устав ООО не приведен в соответствие с законодательством до 01.01.2010, общество не будет автоматически исключено из ЕГРЮЛ, налоговые органы будут проводить перерегистрацию и после этой даты. То есть никаких негативных последствий для ООО, опоздавших с перерегистрацией, не наступит.

ФНС России разъяснила вопрос формы заявления о перерегистрации: необходимо использовать форму N Р13001. Однако она не содержит строки, позволяющей отметить, что изменения в устав вносятся именно в связи с требованиями Закона N 312-ФЗ. Поэтому к заявлению необходимо приложить отдельный лист, подписанный заявителем, где должно быть указано, что перерегистрация производится в связи с приведением устава в соответствие с Законом N 312-ФЗ. Этот лист должен быть прошит вместе с заявлением. Иной вариант - воспользоваться доработанной формой N Р13001, которая размещена на официальном сайте ФНС России.

Представлять в регистрирующий орган наряду с уставом учредительный договор не требуется: он более не относится к числу учредительных документов.

Отчуждение доли в ООО либо ее части возможно и до перерегистрации общества, поэтому заявление о госрегистрации изменений, связанных с отчуждением доли (ее части) в уставном капитале, можно представить в регистрирующие органы до подачи документов на перерегистрацию.

Если ООО планирует провести реорганизацию или ликвидироваться в добровольном порядке, проходить перерегистрацию до начала данных процедур не нужно.

Если ООО не внесло необходимые изменения в устав, это не является основанием для отказа в госрегистрации изменений сведений об обществе, в частности о месте нахождения организации или о ее руководителе. Изменить свое местонахождение ООО может и без перерегистрации.

Если ООО было создано до 1 марта 1998 г. и его уставный капитал составляет менее 10 тыс. руб., то для прохождения перерегистрации размер уставного капитала необходимо увеличить. Уставный капитал ООО не может составлять менее 10 тыс. руб. независимо от даты создания общества.

Увеличение уставного капитала, а также изменение местонахождения общества можно зарегистрировать одновременно с приведением устава в соответствие с требованиями Закона N 312-ФЗ. Для этого необходимо заполнить также соответствующие строки и листы заявления, связанные с изменением местонахождения или увеличением уставного капитала.

 

2. Ставка рефинансирования ЦБ РФ изменена восьмой раз за год

Указание ЦБ РФ от 29.10.2009 N 2313-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

 

Центральный банк РФ вновь снизил ставку рефинансирования, и с 30.10.2009 она составляет 9,5 процента годовых.

Последний раз ставка снижалась месяц назад (30 сентября), и ее значение составляло 10 процентов.

 

3. Как изменение ставки рефинансирования ЦБ РФ учитывается при признании в расходах процентов по займам и кредитам

Письмо Минфина России от 16.10.2008 N 03-03-06/1/671

 

С начала текущего года ставка рефинансирования Центрального банка РФ изменялась уже восемь раз, и последнее ее снижение произошло 30 октября. Постоянное изменение ставки создает значительные трудности в тех расчетах, где она задействована. В рассматриваемом Письме Минфин России разъяснил, как колебание ставки рефинансирования ЦБ РФ должно учитываться организациями при признании в расходах процентов по долговым обязательствам.

В период с 1 сентября 2008 г. по 31 июля 2009 г. при отсутствии сопоставимых долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, предельная величина процентов, учитываемая в расходах, была равна ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в полтора раза (при оформлении долгового обязательства в рублях). С 1 августа по 31 декабря 2009 г. предельная величина процентов по рублевым долговым обязательствам равна двухкратной ставке рефинансирования. Это предусмотрено ст. ст. 4 и 5 Федерального закона от 19.07.2009 N 202-ФЗ.

Чтобы определить, какую ставку брать для расчета, организация должна исходить из условий кредитного договора - так говорится в Письме. Если согласно договору процентная ставка не изменяется в течение всего срока его действия (независимо от периодичности получения денег), то для расчета предельной величины процентов берется ставка, действовавшая на дату привлечения денежных средств. В случае если договор содержит условие об изменении процентной ставки, применяется ставка рефинансирования, действовавшая на дату признания расходов в виде процентов.

Напомним, что согласно п. 8 ст. 272 НК РФ проценты учитываются организацией в расходах на конец каждого отчетного периода, а при прекращении действия договора (погашении долгового обязательства) - также и на дату прекращения (погашения).

 

4. При реорганизации компании начисление амортизации не прерывается

Письмо Минфина России от 16.10.2009 N 03-03-06/1/669

 

Минфин России разъяснил, что при смене организационно-правовой формы компании она продолжает начислять амортизацию в отношении своего имущества по общим правилам. В п. 5 ст. 259 НК РФ предусмотрен особый порядок начисления амортизации при реорганизации или ликвидации юрлиц, однако, как прямо указано в этом пункте, данные положения не распространяются на компании, изменяющие свою организационно-правовую форму.

Следовательно, при реорганизации юрлица путем преобразования, в результате которого меняется организационно-правовая форма, начисление амортизации фактически не прерывается.

 

5. Определены основания для признания недоимки по страховым взносам безнадежной

Постановление Правительства РФ от 17.10.2009 N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам"

 

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ недоимка по страховым взносам, уплата или взыскание которой оказались невозможными по причинам экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством РФ. Такие же правила применяются и в отношении безнадежной задолженности по пеням и штрафам.

Согласно данному Постановлению недоимка признается безнадежной по трем следующим основаниям:

1) ликвидация организации;

2) признание банкротом индивидуального предпринимателя (в части недоимки и задолженности, не погашенных по причине недостаточности имущества должника);

3) смерть физического лица или решение суда об объявлении его умершим.

Перечень оснований для признания недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам безнадежными аналогичен перечню, установленному в отношении федеральных налогов Постановлением Правительства РФ от 12.02.2001 N 100. К сожалению, так же как и в случае с федеральными налогами, истечение сроков на взыскание недоимки к этим основаниям не относится. Иначе говоря, даже в тех случаях, когда возможность принудительного взыскания недоимки уже будет утрачена, эта недоимка будет по-прежнему числиться за плательщиком взносов.

Данное Постановление вступает в силу с 01.01.2010.

 

6. Уточнен порядок расчета среднего заработка для выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Постановление Правительства РФ от 19.10.2009 N 839 "О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 15.06.2007 N 375"

 

Правительство РФ внесло изменения в Постановление от 15.06.2007 N 375, регулирующее порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Эти изменения напрямую связаны с поправками в Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", которые были внесены в него летом и вступят в силу с 1 января 2010 г.

Напомним, что с 2010 г. при расчете среднего заработка, исходя из которого исчисляются данные пособия, должны учитываться все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, составляющие базу для начисления страховых взносов. Для лиц, добровольно вступивших в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, средний заработок равен минимальному размеру оплаты труда на день наступления страхового случая (п. п. 2 и 2.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2010).

Как и ранее, пособия будут исчисляться исходя из среднего заработка застрахованного лица за последние 12 месяцев (п. 6 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375). Но при этом в п. п. 10 и 11 указанного Положения установлены особенности определения среднего заработка для следующих случаев:

- если работник не имел заработка в течение последних 12 календарных месяцев работы у страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, во время отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком или этот период состоял из периодов, исключаемых из расчетного в соответствии с п. 8 Положения, средний заработок определяется исходя из заработка, полученного в месяце наступления временной нетрудоспособности либо отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком соответственно;

- если работник не имел периода работы непосредственно перед наступлением страхового случая, пособие исчисляется исходя из среднего заработка, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.

Остальные изменения (например, о том, что средний дневной заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, не может превышать предельную величину базы для начисления страховых взносов, разделенную на 365) в целом лишь повторяют те правила, которые установлены в новой редакции Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ.

 

Комментарии

 

1. Облагается ли НДС компенсация командировочных расходов, если по договору она не включена в стоимость услуг (работ)?

 

Название документа:

Письмо Минфина России от 14.10.2009 N 03-07-11/253

 

Комментарий:

В процессе предпринимательской деятельности налогоплательщики заключают договоры об оказании услуг, в которых может быть предусмотрена компенсация расходов исполнителя, связанных с выполнением его обязательств. При этом договором данное возмещение может не включаться в стоимость оказанных услуг. Тогда у исполнителя возникает вопрос: уплачивать ли с данной компенсации НДС?

В комментируемом Письме финансовое ведомство рассмотрело ситуацию, когда аудиторская компания получает от заказчика компенсацию командировочных расходов (затраты на проживание в гостинице, транспортные расходы и расходы на питание). По мнению Минфина, такие суммы включаются в налоговую базу аудиторской фирмы, то есть облагаются НДС. Обоснована данная точка зрения тем, что согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, связанные с оплатой оказанных услуг. Таким образом, финансовое ведомство считает, что компенсация командировочных расходов связана с оплатой аудиторских услуг. Ранее Минфин России уже высказывал подобное мнение (Письмо от 19.09.2003 N 04-03-11/75).

Однако с такой точкой зрения можно не согласиться. С сумм компенсаций командировочных расходов, которые не включены в стоимость оказанных услуг, НДС не уплачивается. Дело в том, что в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС является реализация товаров (работ, услуг), а в данном случае возмещаются затраты исполнителя, следовательно, объекта налогообложения не возникает. Рассматривать компенсацию как сумму, связанную с оплатой услуг, также неправомерно. Следовательно, НДС платить не нужно. Данный вывод подтверждается судебными решениями (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 25.08.2008 N А42-7064/2007, от 25.08.2008 N А42-190/2008). Подробнее этот вопрос рассмотрен в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

Таким образом, с суммы компенсаций командировочных расходов НДС не уплачивается, если они не включены в стоимость оказанных услуг. Однако при этом споры с налоговыми органами неизбежны.

 

2. Облагается ли НДФЛ компенсация стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно работникам Крайнего Севера?

 

Название документа:

Письмо ФНС России от 27.07.2009 N 3-5-01/1106@

 

Комментарий:

Глава 50 ТК РФ регулирует особенности труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера. Статьей 313 этой главы определено, что для таких лиц в соответствии с законами и нормативными правовыми актами предусматриваются различные гарантии и компенсации. В комментируемом Письме ФНС России речь идет об оплате проезда к месту проведения отпуска и обратно. По мнению налогового ведомства, с такого возмещения нужно уплатить НДФЛ, так как данные суммы не названы в ст. 217 НК РФ в качестве доходов, не облагаемых данным налогом.

Но позиция ФНС России является спорной. Оплата стоимости проезда к месту отдыха и обратно лицам, проживающим в районах Крайнего Севера, НДФЛ не облагается. Объясняется это тем, что ст. 325 ТК РФ предусмотрено право сотрудников организаций, финансируемых из федерального бюджета, на оплату один раз в два года стоимости проезда к месту отпуска и обратно на территории России. Согласно абз. 8 данной статьи порядок компенсации таких расходов в компаниях, не финансируемых из бюджета, должен быть урегулирован коллективным, трудовыми договорами и локальными нормативными актами. Следовательно, компенсационная выплата в виде оплаты проезда к месту отпуска и обратно установлена трудовым законодательством. В то же время в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ компенсационные выплаты, связанные с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей, а также с возмещением иных расходов работника. Поэтому оплата проезда к месту отпуска и обратно подпадает под данный пункт и не облагается НДФЛ. В организациях, не финансируемых из бюджета, такая компенсация обязательно должна быть предусмотрена коллективным, трудовыми договорами или локальными нормативными актами. Отметим, что Минфин России и суды придерживаются такой же точки зрения (см. Письма Минфина России от 12.05.2009 N 03-04-06-01/113, от 09.12.2008 N 03-04-06-01/367, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 10.06.2008 N А29-2210/2007, ФАС Северо-Западного округа от 21.03.2007 N А26-6988/2006-217).

Таким образом, хотя компенсация стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно работникам, проживающим в районах Крайнего Севера, не облагается НДФЛ, споры с налоговыми органами все равно могут возникнуть.

 

 

 

Судебное решение недели

 

Признание договора недействительным не изменяет налоговых последствий совершенной сделки

(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21.09.2009 N А32-23646/2007-26/476)

 

Организация безвозмездно получила имущество в качестве вклада в уставный капитал. Руководствуясь ст. 251 НК РФ, в которой перечислены не учитываемые при налогообложении прибыли доходы, она не уплатила налог. В ходе выездной проверки инспекция установила, что в течение года после передачи недвижимости организация сдала ее в аренду. Посчитав, что компания неправомерно применила пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ, согласно которому доход не возникает только в том случае, если полученное имущество в течение года не передается третьим лицам, инспекция доначислила налог на прибыль. Для того чтобы оспорить данное решение, налогоплательщик обратился в суд с требованием о признании недействительным договора аренды. Требование компании было удовлетворено, в результате чего у нее появилось основание для обжалования решения инспекции.

Но в данном случае суд не поддержал налогоплательщика, указав на то, что гражданское законодательство не регулирует налоговые последствия признания сделки недействительной, а налогообложение зависит от факта совершения хозяйственной операции. При этом Налоговый кодекс РФ не содержит такого условия получения дохода, как возникновение у третьего лица вещного права на имущество. Кроме того, в данном случае стороны договора аренды не вернули друг другу все полученное по соглашению, то есть не были применены последствия недействительности сделки. Следовательно, признание контракта недействительным в такой ситуации не влияет на налоговые последствия совершенной хозяйственной операции.

Аналогичной судебной практики по данному вопросу пока не сложилось. Однако для решения спорных ситуаций в налогообложении при признании сделки недействительной суды исходят из ее подлинного экономического смысла (п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 10.04.2008 N 22, п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53).

 

 

  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru