КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор учетной политики»
Подписаться на обзоры законодательства

Новые документы для бухгалтера // 03.03.2011

← Вернуться к списку обзоров Новых документов

Заказать полные тексты данных документов Вы можете в компании «КонсультантПлюсКоми» по телефонам: в Сыктывкаре — (8212) 24-64-36, 29-15-51, Ухте — (82147) 5-30-96, 64-0-64, Печоре — (82142) 3-11-85, Усинске — (82144) 44-888, Воркуте — (82151) 3-24-73.

 
  1. С 21 февраля 2011 г. применяется новая форма декларации по налогу на прибыль организаций
  2. Налоговая инспекция обязана приложить к акту проверки документы, подтверждающие выявленные правонарушения
  3. Признаны недействующими некоторые нормы Положения об особенностях порядка исчисления социальных пособий
  4. Коэффициент-дефлятор К1, установленный на 2011 г. для расчета ЕНВД, не перемножается на коэффициент 2010 г.
  5. Налоговый орган обязан заверить Книгу учета доходов и расходов налогоплательщика, применяющего УСН, даже если в ней отсутствуют показатели деятельности
  6. Организация, применяющая УСН, не учитывает в доходах недвижимость, полученную в качестве отступного вместо возврата суммы кредита
1.С 21 февраля 2011 г. применяется новая форма декларации по налогу на прибыль организаций
  • Письмо ФНС России от 21.02.2011 N КЕ-4-3/2734@ "Об официальном опубликовании Приказа ФНС России от 15 декабря 2010 года N ММВ-7-3/730@ "Об утверждении формы и формата налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения"

18 февраля 2011 г. в "Российской газете" опубликован Приказ ФНС России от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@ "Об утверждении формы и формата налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения". Согласно п. 2 данного Приказа декларацию за 2010 г. необходимо подготовить уже по новой форме (напомним, что подать ее в инспекцию требуется не позднее 28 марта 2011 г.). Учитывая это, ФНС России указала, что новую форму декларации по налогу на прибыль организаций нужно применять начиная с 1-го рабочего дня, следующего за днем официального опубликования рассматриваемого Приказа, то есть с 21 февраля. Следовательно, налогоплательщики должны сдать в инспекцию отчетность по новой форме не только за 2010 г., но и за январь 2011 г. Напомним, что не позднее 28 февраля декларацию за январь текущего года должны представить налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли (п. 1 ст. 287, п. 3 ст. 289 НК РФ).

наверх
2.Налоговая инспекция обязана приложить к акту проверки документы, подтверждающие выявленные правонарушения

Решение ВАС РФ от 24.01.2011 N ВАС-16558/10

Со 2 сентября 2010 г. действует новая редакция ст. 100 НК РФ, согласно п. 3.1 которой к акту налоговой проверки должны прилагаться документы, подтверждающие факты выявленных нарушений налогового законодательства. До этой даты вопрос о том, обязан ли налоговый орган направлять налогоплательщику указанные документы вместе с актом проверки, был спорным. Большинство судов считало, что у инспекции нет такой обязанности. Эта точка зрения отражена, например, в Решении ВАС РФ от 09.04.2009 N ВАС-2199/09. Подробнее см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

Однако и после 2 сентября 2010 г. инспекции не начали прикладывать к актам проверки копии документов, подтверждающих выявленные факты налоговых правонарушений. Свой отказ они обосновывали п. 1.15 Требований к составлению акта налоговой проверки, утвержденных Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@. В этом пункте указано, что данные документы предназначены для служебного пользования. Налоговые органы считают, что налогоплательщику достаточно ознакомиться с документами, подтверждающими выявленные факты налоговых правонарушений, в день рассмотрения материалов проверки.

24 января 2011 г. ВАС РФ признал недействующим п. 1.15 указанных Требований, поскольку он противоречит новому п. 3.1 ст. 100 НК РФ. Суд указал, что со 2 сентября 2010 г. налоговый орган в силу прямого указания нормы налогового законодательства обязан направлять налогоплательщику вместе с актом проверки документы, подтверждающие выявленные факты налоговых правонарушений. При этом никакого отдельного заявления об этом налогоплательщик подавать не должен. Невыполнение данной обязанности нарушает право налогоплательщика на подготовку аргументированных возражений по акту проверки.

наверх
3.Признаны недействующими некоторые нормы Положения об особенностях порядка исчисления социальных пособий

Решение Верховного Суда РФ от 09.02.2011 N ГКПИ10-1462

Правительство РФ уполномочено устанавливать особенности исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц. Об этом говорится в п. 7 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее — Закон N 255-ФЗ). Во исполнение указанной нормы принято Постановление от 15.06.2007 N 375, которым утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее — Положение).

Заявитель обратился в Верховный Суд РФ с просьбой признать недействующими подп. "ж" п. 8 и п. 15 Положения в части, касающейся лиц, работающих вахтовым методом. Согласно ст. 297 ТК РФ вахтовый метод — особая форма осуществления трудового процесса вне постоянного места проживания работников. При вахтовой организации работы допускаются дни отдыха в пределах учетного времени, а также дополнительные дни отдыха в связи с переработкой (ст. 301 ТК РФ). В соответствии с подп. "ж" п. 8 Положения дни отдыха за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом методе, а также начисленные на эти дни суммы, исключаются из расчетного периода при определении среднего заработка застрахованного лица для исчисления пособий. Указанные дни не учитываются и при определении среднего дневного заработка (абз. 2 п. 15 Положения). По мнению заявителя, оспариваемые нормы Положения противоречат Трудовому кодексу РФ и носят дискриминационный характер в отношении таких работников.

Верховный Суд РФ указал, что с 1 января 2011 г. изменен порядок исчисления пособий по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Согласно ч. 3 ст. 14 Закона N 255-ФЗ для определения среднего дневного заработка в целях исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком нужно сумму начисленного за расчетный период заработка разделить на 730. Верховный Суд отметил, что с 1 января 2011 г. Законом N 255-ФЗ не предусмотрено дней, которые исключаются из расчетного периода, как это было ранее. Следовательно, не только оспариваемый подп. "ж", но и другие подпункты п. 8 Положения не соответствуют действующему законодательству. Это касается и абз. 2 п. 15 Положения.

Таким образом, Верховный Суд РФ решил, что п. 8 и абз. 2 п. 15 Положения с 1 января 2011 г. вступили в противоречие с федеральным законодательством. Поэтому с указанной даты эти положения признаны недействующими.

наверх
4.Коэффициент-дефлятор К1, установленный на 2011 г. для расчета ЕНВД, не перемножается на коэффициент 2010 г.
  • Письмо Минфина России от 11.02.2011 N 03-11-09/6

Налогоплательщики определяют сумму ЕНВД путем умножения базовой доходности по определенному виду деятельности на физический показатель, который характеризует данный вид деятельности (п. 2 ст. 246.29 НК РФ). Базовая доходность при этом корректируется на коэффициенты К1 и К2 (п. 4 ст. 346.29 НК РФ). Коэффициент-дефлятор К1 устанавливается на календарный год и рассчитывается как произведение коэффициента К1, применяемого в предшествующем периоде, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем периоде (ст. 346.27 НК РФ). Приказом Минэкономразвития России от 27.10.2010 N 519 коэффициент-дефлятор К1 на 2011 г. установлен в размере 1,372.

Минфин России напомнил, что коэффициент-дефлятор К1 на 2011 г. рассчитан как произведение коэффициента, применявшегося в 2010 г. (1,295), и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в 2010 г. (1,0594). Поэтому итоговое значение коэффициента-дефлятора К1, установленное на 2011 г. (1,372), дополнительно умножать на коэффициент 2010 г. не нужно.

наверх
5.Налоговый орган обязан заверить Книгу учета доходов и расходов налогоплательщика, применяющего УСН, даже если в ней отсутствуют показатели деятельности
  • Письмо ФНС России от 02.02.2011 N КЕ-4-3/1459

Организации и предприниматели, применяющие УСН, ведут специальную Книгу учета доходов и расходов. Ее форма и Порядок заполнения утверждены Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н. Данную Книгу учета можно вести как на бумаге (в этом случае она должна быть прошнурована, пронумерована и заверена налогоплательщиком в налоговом органе до начала ее ведения), так и в электронном виде (п. 1.4 Порядка заполнения). В последнем случае по окончании налогового периода ее необходимо распечатать, пронумеровать и прошнуровать. На последней странице при этом требуется указать количество страниц, заверив подписью руководителя организации и печатью (п. 1.5 Порядка заполнения). Затем данную книгу нужно заверить в налоговой инспекции не позднее срока, установленного для представления налоговой декларации. Для организаций — не позднее 31 марта, а для предпринимателей — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1, 2 ст. 346.23 НК РФ).

Следует отметить, что Налоговый кодекс РФ не содержит норм, обязывающих представлять Книгу учета для заверения в налоговый орган. В связи с этим инспекция не вправе требовать от налогоплательщика исполнения обязанности, установленной в п. 1.5 Порядка заполнения. Заверять ли книгу учета доходов и расходов решает сам налогоплательщик. На это ФНС России обращала внимание в Письме от 03.02.2010 N ШС-22-3/84@. Ответственности за незаверение данного документа налоговое законодательство также не предусматривает. Подробнее см. Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 25.02.2010 .

В Письме от 02.02.2011 N КЕ-4-3/1459 ФНС России разъяснила, что должностное лицо налогового органа обязано заверить Книгу учета доходов и расходов в присутствии налогоплательщика, если он обратился с соответствующей просьбой. При этом отсутствие в Книге показателей деятельности не является основанием для отказа в заверении.

наверх
6.Организация, применяющая УСН, не учитывает в доходах недвижимость, полученную в качестве отступного вместо возврата суммы кредита
  • Письмо Минфина России от 07.02.2011 N 03-11-06/2/14

В Минфин России обратилась организация, применяющая УСН. В результате уступки она приобрела право требования по кредитному договору. Вместо возврата суммы кредита заемщик передал организации недвижимость в качестве отступного. У организации возник вопрос: необходимо ли в данном случае учесть доход?

Финансовое ведомство сочло, что доход учитывать не нужно. Дело в том, что доходы, перечисленные в ст. 251 НК РФ, не включаются в налоговую базу при применении УСН (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). А в подп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ говорится как раз об имуществе, полученном в счет погашения кредита. При этом тот факт, что право требования было приобретено в результате уступки, значения не имеет.

наверх
  1. Работодатель предоставляет имущественный вычет с месяца представления сотрудником заявления и уведомления налогового органа о подтверждении права на вычет — мнение ФНС России
  2. Можно ли уменьшить выручку от реализации имущества, полученного по договору товарного кредита, на стоимость имущества, приобретенного для возврата кредитору?
1.Работодатель предоставляет имущественный вычет с месяца представления сотрудником заявления и уведомления налогового органа о подтверждении права на вычет — мнение ФНС России
Название документа:
  • Письмо ФНС России от 22.12.2010 N ШС-37-3/18221@ "О предоставлении имущественного налогового вычета"
Комментарий:

При приобретении или строительстве жилья имущественный вычет физлицо вправе получить не только в инспекции по истечении налогового периода, но и у работодателя до окончания года (п. 2 и п. 3 ст. 220 НК РФ). Для того чтобы указанный вычет предоставлял работодатель, физлицу нужно получить в инспекции по месту жительства уведомление о подтверждении права налогоплательщика на имущественный вычет (форма уведомления утверждена Приказом ФНС России от 25.12.2009 N ММ-7-3/714@). При наличии такого уведомления физлицо обращается к работодателю с заявлением о предоставлении вычета. Если эти документы сотрудник подает в течение налогового периода, а не в январе, перед работодателем встает вопрос: с какого момента не удерживать НДФЛ — с начала года или с месяца обращения работника за вычетом?

ФНС России разъясняет, что в рассматриваемой ситуации имущественный вычет работодатель может предоставлять работнику начиная с месяца, в котором тот обратился за получением такого вычета. Суммы НДФЛ, которые налоговый агент удержал до получения обращения налогоплательщика о предоставлении вычета и соответствующего подтверждения инспекции, не возвращаются. Они не являются "излишне удержанными" и под действие ст. 231 НК РФ не подпадают. Поэтому часть вычета за первые месяцы года физлицо сможет получить в инспекции при подаче декларации по окончании налогового периода. В 2010 г. данную позицию неоднократно высказывал Минфин России (Письма от 06.08.2010 N 03-04-06/6-172, от 11.05.2010 N 03-04-06/9-94, от 29.04.2010 N 03-04-05/9-235, от 12.04.2010 N 03-04-06/9-72).

В обоснование своей точки зрения ФНС России ссылается на п. 4, которым с 1 января 2011 г. дополнена ст. 220 НК РФ. Согласно этому пункту, если после того, как налогоплательщик в установленном порядке представил налоговому агенту заявление, источник выплаты неправомерно удержал НДФЛ без учета имущественного вычета, то сумма излишне удержанного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, установленном ст. 231 НК РФ. В своих последних разъяснениях Минфин России приводит аналогичное обоснование (Письма от 24.12.2010 N 03-04-06/7-313, от 06.12.2010 N 03-04-05/7-710, от 02.12.2010 N 03-04-06/9-286, от 22.11.2010 N 03-04-06/6-273, от 17.11.2010 N 03-04-06/7-269). Таким образом, по мнению контролирующих органов, введенная норма означает, что "излишне удержанным" является лишь налог, который неправомерно удержан после того, как сотрудник подал работодателю заявление о получении имущественного налогового вычета.

В то же время позиция, изложенная в рассматриваемом Письме ФНС России, не столь однозначна.

Действительно, в п. 4 ст. 220 НК РФ говорится, что налог считается излишне взысканным, если налоговый агент после получения от работника заявления о предоставлении имущественного вычета удержит НДФЛ без учета такого вычета. Возврат налога плательщику осуществляется в соответствии со ст. 231 НК РФ. Однако до внесения указанной поправки при излишнем удержании налоговым агентом сумм НДФЛ так же применялась ст. 231 НК РФ. И, в принципе, уточнение, содержащееся в п. 4 ст. 220 НК РФ, ничего не меняет. По-прежнему остался неясным вопрос о возврате работодателем удержанного с начала года НДФЛ в случае, если заявление на вычет и уведомление из инспекции сотрудник представит налоговому агенту не с первого месяца налогового периода.

Уведомление, которое налоговый орган выдает налогоплательщику для получения имущественного вычета у работодателя, подтверждает право на вычет по НДФЛ за целый год, а не за отдельные месяцы (см. форму уведомления, утвержденную Приказом ФНС России от 25.12.2009 N ММ-7-3/714@). Согласно ст. 231 НК РФ излишне удержанные организацией из дохода работника суммы НДФЛ налоговый агент должен вернуть по заявлению сотрудника. При этом в указанной норме не уточняется момент подачи налогоплательщиком заявления. Оно может быть подано как в начале, так и в середине налогового периода. Из подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ следует, что имущественный вычет при приобретении жилья предоставляется физлицу за весь период, в котором право на такой вычет возникло. Значит, независимо от того, в каком месяце налогоплательщик получил уведомление в инспекции и подал налоговому агенту заявление на получение имущественного вычета, работодатель должен предоставить вычет с начала календарного года. Другими словами, сумму НДФЛ, удержанную до момента подачи физлицом заявления, следует рассматривать как излишне взысканную, которая подлежит возврату в порядке ст. 231 НК РФ. Такая точка зрения соответствует подп. 2 п. 1 и п. 3 ст. 220 НК РФ. Аналогичные разъяснения давали ранее Минфин России (Письма от 02.04.2007 N 03-04-06-01/103, от 13.02.2007 N 03-04-06-01/35, от 08.08.2006 N 03-05-01-04/243, от 26.06.2006 N 03-05-01-04/188) и ФНС России (Информационное сообщение от 18.03.2005).

Таким образом, если заявление на получение имущественного вычета при приобретении жилья и уведомление о подтверждении права на вычет были представлены налоговому агенту в середине налогового периода, то работодатель может возвратить НДФЛ, удержанный у сотрудника с начала года. Учитывая последнюю позицию ФНС России и Минфина России, в такой ситуации вероятны претензии со стороны проверяющих инспекторов.

наверх
2.Можно ли уменьшить выручку от реализации имущества, полученного по договору товарного кредита, на стоимость имущества, приобретенного для возврата кредитору?
Название документа:
  • Письмо Минфина России от 08.02.2011 N 03-03-06/1/83
Комментарий:

По договору товарного кредита кредитор предоставляет заемщику вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется вернуть вещи того же рода и уплатить проценты (ст. 822 ГК РФ). При заключении такого договора у налогоплательщиков-заемщиков возникают следующие вопросы. Включается ли в доходы полученное имущество? Можно ли учесть в целях налога на прибыль разницу между стоимостью товара, полученного по соглашению, и товара, приобретенного для его возврата кредитору? Каков порядок налогообложения выручки от реализации полученного имущества?

В комментируемом Письме Минфин России разъясняет, что в целях налогообложения прибыли товарный кредит рассматривается как долговое обязательство. Поэтому к такому договору применяются нормы, регулирующие уплату обязательных платежей при совершении операций в рамках кредитного договора. Следуя такой логике, заемщик на основании подп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитывает в доходах вещи, полученные по договору товарного кредита. Стоимость вещей, приобретенных для возврата кредита, нельзя учесть в расходах на основании п. 12 ст. 270 НК РФ. В этом пункте указано, что в расходы не включается имущество, которое направлено на погашение заимствований. Получается, что в рамках договора товарного кредита в целях налога на прибыль учитываются только начисленные проценты. Соответствующий порядок установлен в ст. 269, 328 НК РФ. Следовательно, отрицательные и положительные разницы между стоимостью полученного товара и стоимостью товара, приобретенного для погашения долга, в целях налога на прибыль также не учитываются. К такому выводу финансовое ведомство уже приходило (см. Письмо от 13.02.2007 N 03-03-06/1/82).

В рассматриваемом Письме Минфин России также отмечает: если товары приобретались по договору товарного кредита для перепродажи, то выручку заемщика от их реализации можно уменьшить на стоимость, указанную в договоре товарного кредита. Это право следует из подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ. При этом учесть данный расход можно не раньше, чем товары будут реализованы.

Следует отметить, что вариант действий, предложенный финансовым ведомством, выгоден для тех заемщиков, которые приобрели для возврата аналогичный товар по цене ниже, чем указанная в договоре товарного кредита. Если же однородное имущество приобретено по цене выше, чем указанная в договоре товарного кредита, то налогоплательщику можно воспользоваться следующим подходом. Действительно, в подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ указано, что доход от реализации покупных товаров можно уменьшить на стоимость приобретения данных товаров. При этом в Налоговом кодексе РФ не говорится, что при заключении договора товарного кредита стоимостью приобретения товаров следует считать стоимость, указанную в этом договоре. По нашему мнению, стоимостью приобретения товаров является сумма, уплаченная заемщиком при покупке аналогичных товаров, предназначенных для возврата кредитору. Как уже было сказано, налоговое законодательство не устанавливает порядка определения стоимости приобретения товаров, полученных по договору товарного кредита. Поэтому, учитывая, что все неустранимые сомнения и неясности актов налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ), заемщик вправе уменьшить выручку от реализации на стоимость приобретения аналогичных товаров. Именно эта сумма и является затратами налогоплательщика на покупку имущества, подлежащего возврату по договору товарного кредита.

Таким образом, выручку от продажи имущества, полученного по договору товарного кредита, можно уменьшить на стоимость приобретения аналогичного имущества, предназначенного для возврата кредитору. Однако правомерность такого подхода придется отстаивать в суде.

наверх
Налогоплательщик вправе с начала нового периода изменить перечень прямых расходов, закрепив это в учетной политике
  • (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.02.2011 N А78-901/2010)

Инспекция отказала организации в признании расходов по горно-подготовительным и вскрышным работам и доначислила налог на прибыль. Основанием для доначисления послужило то, что положения Налогового кодекса РФ не позволяют единовременно признать расходы, которые были произведены в более раннем налоговом периоде. При этом учетной политикой налогоплательщика на более ранний период, к которому фактически относились расходы, было определено, что расходы на вскрышные работы учитываются в налоговом учете по мере их списания в бухучете. В учетной политике на спорный период был закреплен принцип единовременного списания затрат по горно-подготовительным и вскрышным работам как косвенных расходов в том отчетном периоде, к которому они относятся.

Суды всех трех инстанций признали доначисление налога на прибыль неправомерным по следующим основаниям. Расходы на горно-подготовительные работы при добыче полезных ископаемых приравниваются к материальным расходам (подп. 4 п. 7 ст. 254 НК РФ). Такие расходы подпадают под действие п. 1 ст. 318 НК РФ, который относит их к категории косвенных расходов. В соответствии с п. 2 той же статьи косвенные расходы в полном объеме относятся к расходам текущего периода — Налоговый кодекс РФ не предусматривает обязательного распределения таких затрат на различные налоговые периоды. Согласно ст. 313 НК РФ систему налогового учета организует налогоплательщик самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяет ее последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике. Учитывая положения ст. 313 НК РФ, суд пришел к выводу, что налогоплательщик вправе вносить изменения в методы учета хозяйственных операций или объектов в целях налогообложения. При этом налоговое законодательство не устанавливает каких-либо переходных положений для признания расходов, образовавшихся в прошлые периоды, в случае изменения учетной политики в отношении этих расходов.

Таким образом, суды пришли к выводу, что налогоплательщик, изменив в учетной политике применяемый метод учета спорных затрат, обоснованно отнес их на расходы единовременно, как косвенные.

Аналогичной судебной практики нет.

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru