КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор договоров»
Получите полный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня.

Новые документы для бухгалтера // 02.09.2009

 

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

Новости

1. Разъяснен порядок отражения в действующей декларации по НДС сумм налога с предоплаты, подлежащих вычету (восстановлению) >>>

2. Наличие товарно-транспортной накладной у получателя груза (покупателя), который не является заказчиком перевозки, необязательно >>>

3. Принять НДС к вычету по расходам будущих периодов можно независимо от порядка их признания в бухучете >>>

4. Утверждены формы статистического наблюдения за ценами и финансами >>>

Комментарии

1. Может ли плательщик ЕНВД не применять контрольно-кассовую технику при расчетах с населением, но использовать кассовый аппарат для внутреннего учета? >>>

2. Каким образом должна быть оформлена доверенность на представление интересов налогоплательщика - индивидуального предпринимателя? >>>

3. Учитывается ли НДС при расчете суммовой разницы для целей налога на прибыль? >>>

Судебное решение недели

Налогоплательщик вправе уточнить сумму начисленной амортизации по основным средствам, переданным при реорганизации >>>

Новости

1. Разъяснен порядок отражения в действующей декларации по НДС сумм налога с предоплаты, подлежащих вычету (восстановлению)

Письмо ФНС России от 23.07.2009 N 3-1-10/529 "О порядке заполнения декларации по налогу на добавленную стоимость"

С 1 января 2009 г. действует новое правило: при перечислении полной или частичной предоплаты покупатель, не дожидаясь отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), вправе принять к вычету НДС, выставленный продавцом (п. 12 ст. 171 НК РФ). Однако на момент отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) продавец оформляет счет-фактуру на полную сумму, и покупатель на его основании может всю сумму "входного" НДС принять к вычету. Но при этом налог, ранее принятый к вычету с предоплаты, он обязан восстановить (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).

В форме декларации по НДС (утв. Приказом Минфина России от 07.11.2006 N 136н) нет отдельных строк для указания сумм налога, подлежащих вычету в силу п. 12 ст. 171 НК РФ и восстановлению на основании пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ. Поэтому ФНС России разъяснила порядок их отражения до утверждения Минфином новой формы декларации. Так, сумму "входного" налога при перечислении предоплаты следует указывать в разд. 3 по строке 220. А подлежащий восстановлению налог, ранее принятый к вычету при перечислении предоплаты, отражается по строке 190.

2. Наличие товарно-транспортной накладной у получателя груза (покупателя), который не является заказчиком перевозки, необязательно

Письмо ФНС России от 18.08.2009 N ШС-20-3/1195 "О признании недействующим абзаца 3 пункта 6 Инструкции Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса РСФСР N 10/998 от 31.11.1983"

Согласно абз. 3 п. 6 Инструкции о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденной Минфином СССР N 156, Госбанком СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотрансом РСФСР N 10/998 от 30.11.1983 (далее - Инструкция), единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета, признается товарно-транспортная накладная. С 1 декабря 1997 г. применяется товарно-транспортная накладная по типовой межотраслевой форме N 1-Т (утв. Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78). При этом с 1999 г. для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации предусмотрено использование также товарной накладной по форме ТОРГ-12 (утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132). Пояснениями к форме ТОРГ-12 установлено, что она составляется в двух экземплярах: на основании первого компания, сдающая ТМЦ, их списывает, а по второму - сторонняя организация, принимающая эти ценности, их приходует. Следовательно, нельзя утверждать, что форма N 1-Т является единственным документом, служащим для списания ТМЦ у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей. Поэтому ФНС России подтвердила, что поданный в Верховный Суд РФ иск о признании недействующим абз. 3 п. 6 Инструкции оправдан, т.к. положения данного абзаца противоречат более поздним нормативным актам органов исполнительной власти. Кроме того, в Письме указано, что форма N 1-Т служит основанием для расчетов между заказчиком транспортной перевозки и перевозчиком. Если покупатель заказчиком перевозки не является, то наличие ТТН у получателя груза (покупателя) необязательно.

Отметим, что вопросы о наличии ТТН у покупателя для подтверждения расходов на транспортные услуги сторонних организаций, а также о принятии "входного" НДС к вычету являются предметом спора между организациями и контролирующими органами. Однако суды принимают сторону налогоплательщика, отмечая, что оправдательным документом при отсутствии ТТН служит товарная накладная по форме ТОРГ-12. Подробнее об этом см. Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль и Энциклопедию по НДС.

3. Принять НДС к вычету по расходам будущих периодов можно независимо от порядка их признания в бухучете

Письмо ФНС России от 23.07.2009 N 3-1-11/531 "О порядке применения вычетов по НДС"

Если организация проводит ежегодно выставку и для этих целей в течение года приобретает услуги по переводу, связи, рассылке рекламных материалов, затраты на которые отражаются на счете 97 "Расходы будущих периодов", то принять к вычету НДС она может в общем порядке. При этом ФНС России напоминает, что для применения вычета необходимо выполнение следующих требований: услуги принимаются к учету и приобретаются для деятельности, облагаемой НДС, а также имеется должным образом оформленный счет-фактура поставщика (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Поэтому даже если услуги будут использоваться в налоговом периоде, следующем за периодом их приобретения, то предъявленный налог подлежит вычету единовременно в момент выполнения всех перечисленных условий.

Отметим, что ранее разъяснения по данному вопросу давали только московские налоговые органы (Письмо УФНС России по г. Москве от 10.08.2005 N 19-11/56883). По их мнению, НДС по затратам, которые учитываются на счете 97 и включаются в расходы для целей налога на прибыль равными долями в течение нескольких отчетных (налоговых) периодов, подлежит вычету пропорционально сумме списанных затрат, т.е. его следует распределять. Однако арбитражные суды придерживаются точки зрения, изложенной в Письме ФНС России от 23.07.2009 N 3-1-11/531: вычет не зависит от порядка признания расходов в бухгалтерском или налоговом учете, поэтому воспользоваться правом на вычет налога по расходам будущих периодов можно единовременно в полной сумме. Подробнее об этом см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДС.

4. Утверждены формы статистического наблюдения за ценами и финансами

Приказ Росстата от 16.07.2009 N 139 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за ценами и финансами"

Рассматриваемым Приказом утвержден сразу ряд форм. В них отражается информация о финансовом состоянии организаций. Несколько слов о тех формах, которые должны подавать все юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и бюджетных организаций).

Годовая форма N 12-Ф "Сведения об использовании денежных средств" представляется не позднее 1 апреля после отчетного периода и вводится с отчета за 2009 г. В ней выделены показатели расходов на капитальные вложения, покупку и создание средств программного обеспечения, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Кроме того, здесь присутствует целый блок показателей по расходам на обслуживающие хозяйства, которые числятся на балансе организации, а также затраты по приему и обслуживанию представителей других компаний, расходы на благотворительные цели. Причем эти показатели отражаются как в общем объеме (графа 3), так и отдельно расходы, произведенные за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации (графа 4).

Месячная форма N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации" представляется не позднее 28-го числа после отчетного периода и вводится с отчета за январь 2010 г. Она содержит четыре раздела, в которых отражается информация о финансовом состоянии и расчетах, доходах и расходах, активах организации, а также сведения о состоянии расчетов с компаниями и предприятиями России и зарубежных стран.

Начиная с отчета за январь - март 2010 г., не позднее 25-го числа месяца, следующего за окончанием квартала, представляется форма N П-6 "Сведения о финансовых вложениях", в которой показываются сведения о денежных средствах, ценных бумагах, ином имуществе, вкладываемых в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. В разд. 2 приводится информация о распределении финансовых вложений по источникам финансирования (собственные и привлеченные).

Комментарии

1. Может ли плательщик ЕНВД не применять контрольно-кассовую технику при расчетах с населением, но использовать кассовый аппарат для внутреннего учета?

Название документа:

Письмо Минфина России от 13.08.2009 N 03-01-15/8-413

Письмо Минфина России от 12.08.2009 N 03-01-15/8-412

Комментарий:

С 21 июля 2009 г. плательщики ЕНВД могут не применять контрольно-кассовую технику. Но есть одно условие: по требованию покупателя (клиента) должен выдаваться документ, подтверждающий оплату товаров (работ, услуг), с реквизитами, которые указаны в п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ. Таким документом может быть, например, товарный чек или квитанция.

В Минфин обратилась организация, применяющая ЕНВД, с вопросом о том, может ли она после введения в действие нового правила снять кассовый аппарат с учета в налоговом органе и использовать ККТ для удобства ведения внутреннего учета (при этом по требованию покупателя выдавать кассовый и товарный чек со всеми необходимыми реквизитами). Финансовое ведомство разъяснило, что в ст. 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров (выполнение работ либо оказание услуг) без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин, а под неприменением ККТ, в частности, понимается использование кассовой машины, не зарегистрированной в инспекции (Постановление Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16). На основании этого можно сделать вывод, что за применение незарегистрированного кассового аппарата, который используется только для внутреннего учета, налогоплательщику грозит штраф. Напомним, что сумма штрафа за данное нарушение согласно ст. 14.5 КоАП РФ составляет 1500 - 2000 руб. с граждан, 3000 - 4000 руб. с должностных лиц и от 30 000 до 40 000 руб. с организаций.

Вместе с тем решение данного вопроса не столь однозначно. Выделим несколько аспектов.

Во-первых, можно ли применять кассовый аппарат для ведения внутреннего учета? Дело в том, что российское законодательство не содержит запрета на использование ККТ для таких целей. Кассовая машина - это собственность организации (индивидуального предпринимателя), а в соответствии со ст. 209 ГК РФ собственник имущества вправе пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению.

Во-вторых, надо ли снимать кассовый аппарат с учета в инспекции, если ККТ используется для целей внутреннего учета? В п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ ничего не сказано о том, что плательщик ЕНВД, который применял ККТ, но после введения данной нормы решил отказаться от ее использования при расчетах с населением и вести на кассовом аппарате только внутренний учет, обязан снять его с учета в налоговом органе. Такие налогоплательщики должны выдавать покупателю квитанцию (товарный чек). Привлечь их к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ можно только в случае отказа в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), а оштрафовать их за неприменение ККТ нельзя. Однако при проведении контроля налоговые органы, скорее всего, будут руководствоваться именно тем, зарегистрирован аппарат или нет. Если ККТ состоит на учете в инспекции, то проверять будут порядок ее применения, если она снята с учета, то контролировать будут факт выдачи (невыдачи) покупателю товарного чека или квитанции.

В-третьих, можно ли выдавать покупателю в качестве одного из документов, подтверждающих оплату товаров (работ, услуг), кассовый чек, если плательщик ЕНВД использует контрольно-кассовую технику для ведения внутреннего учета? Как отметило финансовое ведомство со ссылкой на Постановление Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16, под "неприменением ККТ" понимается, в частности, использование кассовой машины, не зарегистрированной в инспекции. Следовательно, если кассовый аппарат снят с учета, то периодически (по требованию покупателей) выдавать кассовые чеки не следует, поскольку в этом случае налогоплательщика могут привлечь к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ.

Применение документа (выводы):

Организация (индивидуальный предприниматель) - плательщик ЕНВД, которая после введения Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ освобождения от использования ККТ продолжает применять ее для удобства ведения внутреннего учета, а при расчетах с покупателями выдает по их требованию товарный чек или квитанцию, может:

- снять ККТ с учета в налоговом органе, хотя такой обязанности в указанном Законе нет. При использовании снятого с учета кассового аппарата для внутренних целей по требованию покупателей нужно выдавать только товарный чек (квитанцию), который содержит реквизиты, указанные в п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ;

- не снимать ККТ с учета, но велика вероятность, что контролирующие органы будут проверять именно порядок применения кассового аппарата. Чтобы избежать претензий со стороны налоговых органов, плательщикам ЕНВД, отказавшимся от использования кассового аппарата при расчетах с населением после введения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ и не снявшим его с учета, целесообразно издать приказ о том, что ККТ применяется только для внутренних целей.

2. Каким образом должна быть оформлена доверенность на представление интересов налогоплательщика - индивидуального предпринимателя?

Название документа:

Письмо ФНС России от 10.08.2009 N ШС-22-6/627@ "О направлении информации"

Комментарий:

ФНС России обратилась к вопросу о том, как налогоплательщик - индивидуальный предприниматель должен оформить доверенность на своего представителя в налоговых отношениях. В рассматриваемом Письме указывается, что налоговые органы не вправе требовать от такого представителя доверенности, заверенной нотариально. В то же время на выписанной доверенности должна быть проставлена печать предпринимателя.

Рассуждения ФНС России таковы. В п. 2 ст. 11 НК РФ даны определения юридического лица, физического лица и индивидуального предпринимателя, используемые в налоговом законодательстве. При этом индивидуальные предприниматели, как считает налоговое ведомство, отнесены к отдельной категории налогоплательщиков, не признающихся ни физическими, ни юридическими лицами для целей Кодекса.

В Письме отмечается, что гражданское законодательство приравняло в правах индивидуального предпринимателя к юридическому лицу: в соответствии со ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, регулирующие деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, других правовых актов или существа правоотношения. Согласно п. 3 ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика-организации действует на основании доверенности, выдаваемой в порядке, который установлен гражданским законодательством РФ. Учитывая, что законом не предусмотрена нотариальная форма доверенности при представлении налоговой отчетности и иных сведений юридическими лицами, ФНС России сделала вывод об отсутствии оснований для предъявления таких требований и к индивидуальным предпринимателям.

В п. 5 ст. 185 ГК РФ предусмотрено, что доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного уполномоченного лица с приложением печати этой организации. Поэтому представитель налогоплательщика - индивидуального предпринимателя вправе подавать отчетность и иные сведения на основании доверенности, оформленной в соответствии с требованиями п. 5 ст. 185 ГК РФ.

Вопрос о том, должен ли индивидуальный предприниматель иметь печать, является спорным и уже рассматривался в нашем обзоре (см. выпуск от 18.03.2009). Если у предпринимателя есть печать, он может воспользоваться данными разъяснениями налогового ведомства и оформить своему представителю доверенность без нотариального заверения, но с приложением собственной печати. При отсутствии печати доверенность может быть оформлена и без нее, но должна быть нотариально заверена. Согласно ст. 11 НК РФ индивидуальные предприниматели являются отдельной категорией налогоплательщиков, но в то же время признаются физическими лицами, о чем прямо указано в Кодексе: "...индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность...". Поэтому нормы НК РФ, касающиеся физических лиц, распространяются на индивидуальных предпринимателей в полной мере.

В соответствии с п. 3 ст. 29 НК РФ представитель физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной или приравненной к нотариально удостоверенной доверенности.  Данное требование распространяется и на представителей налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей. Поэтому выданная индивидуальным предпринимателем своему представителю доверенность будет действительна и при отсутствии печати, но при ее нотариальном удостоверении.

3. Учитывается ли НДС при расчете суммовой разницы для целей налога на прибыль?

Название документа:

Письмо УФНС России по г. Москве от 28.04.2009 N 16-15/041785

Комментарий:

На практике нередко возникают ситуации, когда стороны устанавливают цену сделки в условных единицах, но оплата производится в рублях по курсу ЦБ РФ. Из-за разницы курсов валют, действующих на день отгрузки и на момент оплаты, образуются так называемые суммовые разницы. Московские налоговые органы обратились к вопросу о порядке учета суммовых разниц в составе внереализационных доходов и расходов. Так, ссылаясь на Письмо Минфина РФ от 14.02.2007 N 03-03-06/1/85, они разъясняют, что суммовая разница для целей налога на прибыль определяется без учета НДС. Минфин в обоснование своей позиции ссылался на п. 19 ст. 270 НК РФ, согласно которому в составе расходов суммы налога, предъявленные покупателю, не учитываются.

Однако такая точка зрения является спорной.

Определение суммовых разниц, учитываемых в расходах, содержится в пп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ: они возникают, если сумма обязательств и требований, исчисленная по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц на дату реализации (оприходования) товаров (работ, услуг, имущественных прав), не соответствует фактически поступившей (уплаченной) сумме в рублях. В указанном пункте нет требования об исключении НДС при расчете отрицательных суммовых разниц. В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Отрицательные суммовые разницы соответствуют критериям признания расходов, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, и учитываются на дату погашения кредиторской задолженности (п. 9 ст. 272 НК РФ).

Таким образом, продавец включает во внереализационные расходы суммовые разницы, рассчитанные с полной суммы кредиторской задолженности (в том числе НДС). Однако в данном случае возможны претензии со стороны налоговых органов.

Судебное решение недели

Налогоплательщик вправе уточнить сумму начисленной амортизации по основным средствам, переданным при реорганизации

(Постановление ФАС Уральского округа от 22.07.2009 N Ф09-5230/09-С3)

Компания провела реорганизацию в форме выделения и после ее завершения подала уточненную декларацию, в которой сумма налога на прибыль к уплате была уменьшена. Переплата образовалась при корректировке остаточной стоимости переданных правопреемнику основных средств в результате применения повышающего коэффициента амортизации. Налоговый орган признал данное уточнение неправомерным. По его мнению, общество не может изменять остаточную стоимость имущества, переданного в ходе реорганизации, так как оно уже находится в собственности правопреемника. Кроме того, основное средство было передано по остаточной стоимости без учета повышающего коэффициента.

Налогоплательщик обратился в суд, который признал решение инспекции недействительным по следующим основаниям. Во-первых, организация подтвердила право на применение ускоренной амортизации. Во-вторых, нормы налогового законодательства не содержат запрета на внесение изменений в расчет амортизационных отчислений в случае реорганизации компании либо утраты права собственности на основные средства. Поэтому налогоплательщик правомерно уточнил налоговую базу, применив ускоренную амортизацию по основным средствам, переданным выделившейся организации.

Аналогичной судебной практики нет. Вместе с тем московские налоговые органы считают, что при занижении остаточной стоимости переданного выделившемуся обществу основного средства реорганизованная компания должна ее уточнить (Письмо УФНС России по г. Москве от 17.11.2008 N 19-12/106700).

  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru