КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор договоров»
Новшества

Новые документы для бухгалтера // 01.09.2010

← Вернуться к списку обзоров Новых документов

Заказать полные тексты данных документов Вы можете в компании «КонсультантПлюсКоми» по телефонам: в Сыктывкаре — (8212) 24-64-36, 29-15-51, Ухте — (82147) 5-30-96, 64-0-64, Печоре — (82142) 3-11-85, Усинске — (82144) 44-888, Воркуте — (82151) 3-24-73.

 
  1. Определен порядок возврата излишне уплаченных (взысканных) пенсионных взносов за период 2002 — 2009 гг.
  2. Первая выездная проверка уплаты страховых взносов состоится не ранее 2011 г.
  3. Новые формы документов для привлечения иностранных работников применяются с 1 сентября 2010 г.
  4. Затраты на содержание недвижимости, приобретенной для перепродажи, учитываются в расходах
  5. Займы, выданные в рамках одной кредитной линии, не являются сопоставимыми обязательствами
1.Определен порядок возврата излишне уплаченных (взысканных) пенсионных взносов за период 2002 — 2009 гг.
  • Письмо ФНС России N ЯК-17-8/58, Пенсионного фонда РФ N АД-30-24/8509@ от 11.08.2010

ФНС России и Пенсионный фонд РФ согласовали процедуру возврата плательщикам взносов на ОПС излишне уплаченных (взысканных) сумм за период 2002 — 2009 гг. Необходимость этого связана с тем, что ФНС России выступает главным администратором доходов бюджета ПФР в отношении пенсионных взносов за указанные периоды.

В совместном письме ФНС РФ и ПФР согласовали порядок возврата плательщикам излишне уплаченных (взысканных) пенсионных взносов за период с 2002 г. по 2009 г. включительно. Это потребовалось по следующей причине. В связи с заменой с 2010 г. ЕСН, администратором которого являлась ФНС России, уплатой страховых взносов поменялся и администратор доходов бюджета. В частности, функция администрирования пенсионных взносов теперь возложена на Пенсионный фонд России. Однако в отношении взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды 2002 — 2009 гг. администратором доходов бюджета ПФР осталась ФНС России (ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 30.11.2009 N 307-ФЗ).

Процедура возврата будет выглядеть следующим образом. Плательщик представляет в территориальный орган ПФР по месту регистрации заявление о возврате пенсионных взносов. Указанный орган рассматривает заявление с учетом имеющейся информации и принимает решение о возврате. Это решение вместе с копией заявления о возврате направляется ПФР в налоговый орган по месту учета налогоплательщика. В течение пяти рабочих дней с момента получения решения инспекция оформляет заявку на возврат денежных средств и направляет ее в орган Федерального казначейства. Последний осуществляет возврат излишне уплаченных (взысканных) пенсионных взносов (пеней, штрафов) плательщику.

наверх
2.Первая выездная проверка уплаты страховых взносов состоится не ранее 2011 г.
  • Письмо Минздравсоцразвития России от 26.05.2010 N 1344-19

Минздравсоцразвития России сообщило о сроках проведения проверок перечисления страховых взносов. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее — Закон) правильность уплаты таких взносов контролируют территориальные органы ПФР и ФСС. При этом органы ПФР проверяют перечисление пенсионных и медицинских взносов, а органы ФСС — взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Согласно ч. 3 ст. 33 Закона выездные проверки проводятся ПФР и ФСС совместно.

По мнению Минздравсоцразвития России, первое подобное контрольное мероприятие состоится не ранее 2011 г. При этом проверяться будет только период 2010 г. Это объясняется тем, что выездная проверка охватывает период не более трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении. Поскольку в соответствии с Законом страховые взносы уплачиваются с 2010 г., то и проверять территориальные органы ПФР и ФСС могут только расчетный период 2010 г. Выездные контрольные мероприятия уплаты ЕСН и пенсионных взносов за предыдущие периоды должны проводить налоговые инспекции.

наверх
3.Новые формы документов для привлечения иностранных работников применяются с 1 сентября 2010 г.
  • Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 N 634 "О признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 18 марта 2008 г. N 183"

Федеральная миграционная служба России издала Приказ от 28.06.2010 N 147, которым утвердила формы документов, используемые при привлечении к работе иностранных граждан (подробнее см. выпуск обзора от 18.08.2010). Однако срок вступления в силу этого Приказа зависит от времени отмены Постановления Правительства России от 18.03.2008 N 183.

18 августа 2010 г. Правительство России отменило его Постановлением от 18.08.2010 N 634, вступающим в силу 1 сентября 2010 г. Поэтому формы документов, утвержденные ФМС России, можно будет применять, начиная с этой даты.

наверх
4.Затраты на содержание недвижимости, приобретенной для перепродажи, учитываются в расходах
  • Письмо Минфина России от 03.06.2010 N 03-03-06/1/372

Многие организации приобретают с целью перепродажи недвижимость, которую не используют при этом в предпринимательской деятельности. Минфин России впервые разъяснил связанный с этим вопрос о возможности учета в расходах затрат на содержание такой недвижимости.

Министерство указало в своем письме, что коммунальные и иные платежи, связанные с обслуживанием имущества, включаются в расходы при его реализации (п. 1 ст. 268 НК РФ). В соответствии с этой нормой налогоплательщик вправе уменьшить доходы от реализации имущества на расходы по его обслуживанию. Ведомство отмечает, что расходы на перечисление коммунальных платежей соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ: они экономически оправданы, обоснованы и направлены на получение прибыли.

наверх
5.Займы, выданные в рамках одной кредитной линии, не являются сопоставимыми обязательствами
  • Письмо Минфина России от 11.08.2010 N 03-03-06/1/540

Минфин России рассмотрел вопрос о том, можно ли считать сопоставимыми займы, выданные в рамках одной кредитной линии.

Один из вариантов учета в расходах процентов по долговым обязательствам — признание их в размере фактических затрат. Это возможно, если величина данных процентов не отличается существенно от среднего уровня процентов по сопоставимым обязательствам. Под такими обязательствами понимаются займы, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения (п. 1 ст. 269 НК РФ). По мнению финансового ведомства, для того чтобы признать долговые обязательства выданными на сопоставимых условиях, необходимо сравнить всю открытую кредитную линию, а не полученные в ее рамках части денежных средств. Поэтому займы, выданные в рамках одной кредитной линии, сопоставимыми признаваться не могут. Аналогичные выводы сделаны в Письме Минфина России от 21.05.2010 N 03-03-06/1/345.

наверх
  1. Вправе ли преобразованная организация учитывать выплаты работникам реорганизованной компании при расчете страховых взносов?
  2. Освобождается ли от уплаты НДС продажа лома драгметаллов компаниям, не занимающимся производством таких металлов?
1.Вправе ли преобразованная организация учитывать выплаты работникам реорганизованной компании при расчете страховых взносов?
Название документа:
  • Письмо Минздравсоцразвития России от 28.05.2010 N 1375-19
Комментарий:

Организации начисляют страховые взносы на суммы выплат и иных вознаграждений в пользу работников. База для таких взносов в отношении каждого физического лица должна быть не более 415 000 руб., начисляемых с начала расчетного периода (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). После того, как суммы выплат превысят 415 000 руб., взносы с суммы превышения не взимаются.

Минздравсоцразвития России рассмотрело вопрос о том, как нужно начислять страховые взносы при реорганизации плательщика путем преобразования. По мнению ведомства, Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ не предусматривает правопреемства в части базы для начисления спорных взносов в случае реорганизации. Поэтому возникшая в результате преобразования компания, определяя обозначенную базу, не может учитывать выплаты и иные вознаграждения работникам в реорганизованной.

Поскольку с 1 января 2010 г. страховые взносы заменили ЕСН, проблема, по сути, не является новой, она аналогична вопросу о применении регрессивной шкалы по ЕСН (подробнее см. выпуск от 15.12.2006). Ранее Минфин России указывал, что в случае преобразования организации налоговая база по ЕСН формируется заново с момента государственной регистрации возникшей организации. Такая позиция заявлена, например, в Письмах от 26.05.2006 N 03-05-02-04/71 и от 15.11.2005 N 03-05-02-04/201. Суды же придерживались противоположной точки зрения (например, Постановления Президиума ВАС РФ от 01.04.2008 N 13584/07, ФАС Московского округа от 17.10.2008 N КА-А40/9786-08). Подробнее см. Энциклопедию спорных ситуаций по ЕСН и пенсионным взносам.

Поэтому мнение Минздравсоцразвития России небесспорно. В соответствии с п. 5 ст. 58 ГК РФ при реорганизации в форме преобразования к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного. При этом происходит универсальное правопреемство, в силу которого вновь созданной организации переходят в том числе права, связанные с уплатой страховых взносов. Кроме того, поскольку в результате преобразования меняется не наниматель, а лишь его организационно-правовая форма, трудовые отношения между работниками и реорганизуемой компанией сохраняются (ст. 75 ТК РФ).

Таким образом, возникшая в результате преобразования организация, определяя базу для начисления страховых взносов, вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников реорганизованной компании. Поскольку судебная практика по аналогичному вопросу относительно ЕСН складывалась в целом в пользу налогоплательщика, вероятно, следует ожидать того же и в отношении страховых взносов.

наверх
2.Освобождается ли от уплаты НДС продажа лома драгметаллов компаниям, не занимающимся производством таких металлов?
Название документа:
  • Письмо Минфина России от 09.08.2010 N 03-07-11/350
Комментарий:

Минфин России разъяснил спорный вопрос о применении пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ. Согласно этой норме реализация лома и отходов драгметаллов специализированным организациям, занимающимся переработкой и производством таких металлов, не облагается НДС. Споры возникают из-за того, что компании, приобретающие указанные отходы, могут заниматься непосредственно производством драгметаллов из лома или только сортировкой лома с целью последующей передачи на такие производства.

В недавно опубликованном письме Минфин России сообщил, что предусмотренную пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ льготу могут применять лишь те организации, которые продают лом и отходы драгоценных металлов непосредственно производителю. Объясняется это буквальным толкованием формулировки указанной нормы, согласно которой НДС не облагается реализация лома и отходов драгоценных металлов для производства таких металлов. Согласно ст. 1 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ производством признается извлечение драгметаллов из их лома и отходов. В пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ не упоминается о сортировке сырья. Исходя из этого финансовое ведомство делает вывод о том, что организации, реализующие лом и отходы драгметаллов не производителям, льготу применить не могут. Отметим, что такая точка зрения уже высказывалась Минфином России в Письме от 27.06.2007 N 03-07-11/200.

Однако это мнение не является единственно возможным. В обоснование противоположного подхода можно привести следующие аргументы. В пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ, действительно, указано, что лом и отходы должны реализовываться для производства драгметаллов. Однако данная формулировка означает лишь то, что для применения льготы важна цель продажи, схема же реализации лома не имеет значения. Данная точка зрения подтверждается многочисленными судебными решениями (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 16.09.2009 N КА-А40/9279-09, от 05.09.2008 N КА-А40/8336-08, от 17.03.2009 N КА-А40/1816-09, Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2009 N 09АП-5310/2009-АК). Таким образом, организация может не уплачивать НДС при продаже лома и отходов драгметаллов независимо от того, кто приобретает данный товар — производитель или иная специализированная компания. Тем не менее налогоплательщикам придется отстаивать это мнение в суде.

наверх
Отступное, выплаченное контрагенту при расторжении договора, учитывается в расходах
  • Постановление ФАС Московского округа от 09.08.2010 N КА-А40/8362-10

При расторжении договора общество и контрагент приняли решение об уплате обществом отступного за освобождение от предусмотренных договором обязательств. Эту сумму организация включила в состав внереализационных расходов. В ходе выездной проверки инспекция признала неправомерным учет указанных затрат в целях налога на прибыль. Это связано с тем, что отступное не является штрафом, пеней, санкцией за нарушение обязательств или компенсацией причиненных убытков (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ). По результатам проверки на общество наложен штраф, доначислены налог и пени. Налогоплательщик обжаловал решение инспекции в арбитражный суд.

Суд с мнением налогового органа не согласился по следующим причинам. В соответствии со ст. 409 ГК РФ обязательство может быть прекращено предоставлением отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.п.). В соглашении о расторжении договора стороны предусмотрели выплату обществом денежной компенсации в качестве отступного. Согласно ст. 252 НК РФ расходы — это обоснованные и документально подтвержденные затраты налогоплательщика. ФАС отметил, что урегулирование спора во внесудебном порядке не исключает возможности учета обоснованных расходов, понесенных обществом при возмещении контрагенту убытков выплатой отступного. Поскольку перечень внереализационных расходов, содержащийся в п. 1 ст. 265 НК РФ, не является закрытым, организация учла отступное правомерно.

К аналогичному выводу пришел ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 31.08.2007 N А56-50635/2005. Однако, по мнению УФНС России по г. Москве (Письмо от 04.12.2009 N 16-15/128352), сумма отступного, выплаченного в связи с расторжением предварительного договора, в расходы не включается. С таким выводом согласился ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 17.06.2009 N Ф04-3505/2009(8759-А45-15).

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru