КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор учетной политики»
Новшества

Аналитический обзор «Документ недели» // 26.02.2013

← Вернуться к списку обзоров Документов недели

Федеральный Закон от 11.02.2013 N 8-ФЗ "О внесении изменений в Часть первую Гражданского Кодекса Российской Федерации и Федеральный Закон "О некоммерческих организациях"

  1. Участники и учредители ассоциации (союза)
  2. Права и обязанности участников ассоциации (союза)
  3. Учредительные документы ассоциации (союза)
  4. Особенности управления ассоциацией (союзом)
  5. Преобразование ассоциации (союза)

Рассматриваемым Федеральным законом (далее — Закон N 8-ФЗ) внесены изменения в правовой статус ассоциаций и союзов. Соответствующие поправки затронули Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее — Закон о некоммерческих организациях).

Основной новеллой Закона N 8-ФЗ является закрепление возможности физических лиц быть участниками указанных юридических лиц.

Закон N 8-ФЗ вступил в силу 12 февраля 2013 г. (п. 1 ст. 3 указанного Закона). В рассматриваемом документе предусмотрено, что ряд его положений распространяется только на будущие правоотношения, которые возникнут после вступления Закона N 8-ФЗ в силу.

Следует отметить, что в настоящее время Государственная Дума РФ планирует рассмотреть во втором чтении законопроект N 47538-6/2 (далее — Проект), который предусматривает внесение поправок главным образом к гл. 4 части первой Гражданского кодекса РФ, содержащей основы правового регулирования деятельности юридических лиц и, в частности, регламентирующей правовое положение ассоциаций и союзов.

Подробнее см. КонсультантПлюс: Правовые новости. Специальный выпуск "Комментарий к проекту изменений Гражданского кодекса Российской Федерации (Законопроект N 47538-6/2)" >>>

Многие положения Закона N 8-ФЗ схожи с новеллами, содержащимися в Проекте (ст. ст. 117.4 — 117.7 ГК РФ в редакции Проекта).

1. Участники и учредители ассоциации (союза)

В п. 1 ст. 121 ГК РФ в новой редакции указано, что ассоциация (союз) должна быть основана на добровольном или, в установленных законом случаях, на обязательном членстве.

При этом в данном пункте предусматривается, что количество учредителей ассоциации (союза) не может быть менее пяти. Иные требования к созданию отдельных видов ассоциаций (союзов) могут устанавливаться специальными законами. В п. 3 ст. 3 Закона N 8-ФЗ особо указывается, что данное правило о минимальном количестве участников применяется лишь к тем ассоциациям (союзам), которые созданы после дня вступления в силу Закона.

Согласно ранее существовавшим нормам создавать ассоциации или союзы могли лишь коммерческие (п. 1 ст. 121 ГК РФ и п. 1 ст. 11 Закона о некоммерческих организациях) или некоммерческие (п. 2 ст. 121 ГК РФ и п. 2 ст. 11 Закона о некоммерческих организациях) юридические лица. Участие физических лиц в ассоциации или союзе не допускалось.

Законом N 8-ФЗ установлено, что участниками ассоциации или союза могут быть как юридические лица (коммерческие и некоммерческие), так и граждане. В абз. 3 п. 1 ст. 121 ГК РФ в новой редакции установлено, что физические лица могут объединяться, в частности, в следующие ассоциации (союзы):

  • профессиональные объединения граждан, не имеющих целью защиту трудовых прав и интересов своих членов;
  • профессиональные объединения граждан независимо от наличия или отсутствия у них трудовых отношений с работодателями (объединения адвокатов, нотариусов, оценщиков, лиц творческих профессий и др.).

На возможность участия граждан в ассоциации (союзе) теперь также указано и в ст. 11 Закона о некоммерческих организациях.

Следует обратить внимание на то, что членами ассоциации (союза) могут быть физические и юридические лица совместно, о чем свидетельствует соединительный союз "и" в определении ассоциации (союза) как объединения граждан и (или) юридических лиц (п. 1 ст. 121 ГК РФ в новой редакции).

Помимо прочего Законом N 8-ФЗ был расширен перечень целей создания ассоциаций (союзов). Ранее в ст. 121 ГК РФ предусматривалось, что ассоциации (союзы) могут создаваться для координации своей деятельности, а также для представительства и защиты общих имущественных интересов. В новой редакции этой нормы дополнительно указывается, что ассоциации (союзы) создаются для представления общих профессиональных интересов их членов, а также отмечается возможность создания юридических лиц в форме ассоциаций (союзов) для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.

В Проекте предусматривается введение аналогичных норм об участниках ассоциаций (союзов) и о расширенном перечне целей создания таких юридических лиц.

2. Права и обязанности участников ассоциации (союза)

Ранее в п. 4 ст. 121 ГК РФ предусматривалось, что ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, которые, в свою очередь, могут нести субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации (союза).

В Законе N 8-ФЗ данное правило было несколько скорректировано. Теперь ассоциация (союз) сможет отвечать по долгам ее членов, только если это предусмотрено законом. Также в п. 4 ст. 121 ГК РФ в новой редакции указывается, что по общему правилу члены ассоциации (союза) не отвечают по ее обязательствам. Однако законом и (или) уставом этого юридического лица может быть предусмотрена их субсидиарная ответственность.

Следует отметить, что Законом N 8-ФЗ внесены значительные изменения в ст. 123 ГК РФ, посвященную правам и обязанностям участников ассоциации (союза). В п. 1 указанной нормы содержится открытый перечень прав участников этих юридических лиц (иные права могут предусматриваться законом или уставом), а п. 2 ст. 123 ГК РФ в новой редакции содержит закрытый перечень их обязанностей.

Неизменным осталось право участника ассоциации (союза) по своему усмотрению выйти из этого юридического лица по окончании финансового года (подп. 6 п. 1 ст. 123 ГК РФ в новой редакции, абз. 1 п. 1 ст. 123 ГК РФ в ранее действовавшей редакции). Вышедший участник несет субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации (союза) пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода.

Иные права и обязанности участников ассоциации (союза), установленные Законом N 8-ФЗ, сходны с теми, которые предусмотрены в Проекте для участников корпорации (ст. 65.2 ГК РФ в редакции Проекта).

Кроме того, в ст. 123 ГК РФ в редакции Закона N 8-ФЗ предусматривается, как и ранее, возможность исключения участника из ассоциации (союза). Также там содержится правило о принятии нового участника, которое ранее в законодательстве отсутствовало. Так, в п. 4 указанной статьи в новой редакции установлено, что в ассоциацию (союз) с согласия ее членов может войти новый участник. В названной норме не уточняется, должно ли такое согласие быть единогласным. По всей видимости, этот вопрос в соответствии с п. 2 ст. 121.1 ГК РФ должен быть решен в уставе ассоциации (союза).

Также Закон N 8-ФЗ предусматривает, что вступление в ассоциацию (союз) нового члена может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления (п. 4 ст. 123 ГК РФ).

3. Учредительные документы ассоциации (союза)

В п. 2 ст. 121.1 ГК РФ предусмотрены специальные требования к содержанию устава ассоциации (союза). В нем обязательно должны быть указаны следующие сведения об этом юридическом лице:

  • наименование;
  • место нахождения;
  • предмет и цели деятельности;
  • порядок вступления (принятия) членов и выхода из нее;
  • состав и компетенция органов и порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;
  • имущественные права и обязанности членов;
  • порядок распределения имущества, оставшегося после ликвидации.

Аналогичное правило предусмотрено Проектом (п. 2 ст. 117.5 ГК РФ в редакции Проекта).

Следует отметить, что в новой редакции норм об ассоциациях (союзах) Гражданского кодекса РФ, действующей со дня вступления в силу Закона N 8-ФЗ, учредительный договор более не упоминается в качестве учредительного документа для ассоциации (союза). Однако соответствующее положение Закона о некоммерческих организациях (п. 1 ст. 14), предусматривающее, что учредительными документами для этого вида юридических лиц являются как учредительный договор, так и устав, осталось неизменным.

В то же время в Проекте установлено, что единственным учредительным документом любого юридического лица, включая ассоциацию и союз, является устав (ст. 52 ГК РФ в редакции Проекта).

Обращаем внимание, что учредительные документы ассоциаций (союзов), созданных до дня вступления в силу данного Закона N 8-ФЗ, должны быть приведены в соответствие с нормами этого Закона при первом же изменении учредительных документов таких юридических лиц (п. 4 ст. 3 Закона N 8-ФЗ). При этом до приведения учредительных документов в соответствие с указанными требованиями учредительные документы ассоциации (союза) действуют в части, не противоречащей новой редакции Гражданского кодекса РФ (п. 5 ст. 3 Закона N 8-ФЗ).

4. Особенности управления ассоциацией (союзом)

В ст. 121.2 ГК РФ в новой редакции предусмотрены общие правила управления ассоциацией (союзом). Так, в п. 2 указанной нормы установлено, что помимо общего собрания участников (членов) в ассоциации (союзе) в обязательном порядке образуется единоличный исполнительный орган (председатель, президент или другие). Также в этих юридических лицах могут образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление и т.п.). Однако это не является обязательным. Аналогичное положение содержится в п. 2 ст. 117.6 ГК РФ в редакции Проекта.

Высшим органом ассоциации (союза) является общее собрание участников (членов) (п. 1 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях). В п. 1 ст. 121.2 ГК РФ в новой редакции приведен закрытый перечень вопросов, которые относятся к исключительной компетенции общего собрания членов ассоциации (союза).

Следует отметить, что он имеет значительное сходство с перечнем вопросов, отнесенных к исключительной компетенции высшего органа управления ассоциации (союза) в соответствии с Проектом (п. 2 ст. 65.3 и п. 1 ст. 117.6 ГК РФ в редакции Проекта).

Также в п. 3 ст. 121.2 ГК РФ в новой редакции предусмотрено, что по решению общего собрания участников ассоциации (союза) полномочия иных органов этого юридического лица могут быть досрочно прекращены в следующих случаях:

  • при грубом нарушении ими своих обязанностей;
  • при обнаружившейся неспособности к надлежащему ведению дел;
  • при наличии иных серьезных оснований.

5. Преобразование ассоциации (союза)

Ранее в п. 4 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях предусматривалось, что ассоциация (союз) вправе преобразоваться в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество, товарищество или некоммерческое партнерство.

В соответствии с Законом N 8-ФЗ данная норма была изменена. Полностью была исключена возможность преобразования ассоциации (союза) в коммерческую организацию (хозяйственное общество или товарищество).

Согласно п. 5 ст. 121 ГК РФ в новой редакции возможность преобразования такого юридического лица ограничивается следующими организационно-правовыми формами:

  • общественная организация;
  • автономная некоммерческая организация;
  • некоммерческое партнерство;
  • фонд.

В п. 2 ст. 3 Закона N 8-ФЗ установлено, что указанные ограничения не действуют, если решение о преобразовании ассоциации (союза) в хозяйственное общество или товарищество принято до дня вступления в силу этого Закона.

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru