КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Специальный поиск судебной практики»
Новшество для юристов! Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции

Аналитический обзор: документ недели // 24.02.2011

← Вернуться к списку обзоров Документов недели

Постанов­ление Прези­диума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009 "Тре­бова­ние госу­дарствен­ного (муни­ципаль­ного) заказ­чика, запре­щающее при­влечение под­рядчиком суб­подряд­чиков при испол­нении соот­ветствую­щего кон­тракта, право­мерно, если не будет дока­зано, что это усло­вие вклю­чено спе­циально для того, чтобы обес­печить победу на торгах кон­крет­ному хозяй­ствую­щему субъекту"

Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству муниципального образования (далее — Комитет) 10.07.2009 разместил извещение о проведении открытого аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту асфальтобетонного покрытия проезжей части дороги. В документацию об аукционе было включено условие, что участники размещения заказа не вправе привлекать к исполнению муниципального контракта субподрядчиков.

ООО "Многоотраслевое производственное предприятие "Корунд" 24.08.2009 подало в Управление Федеральной антимонопольной службы (далее — Управление) жалобу на действия Комитета, полагая, что такое требование не соответствует законодательству о размещении государственных (муниципальных) заказов.

По результатам рассмотрения данной жалобы Управление приняло решение о нарушении Комитетом п. 2.1 ст. 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее — Федеральный закон N 94-ФЗ) и п. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее — Закон о защите конкуренции).

На основании этого решения Управление выдало Комитету предписание устранить допущенное нарушение. Последний, не согласившись с решением и предписанием Управления, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.

При рассмотрении данного дела перед судами возник вопрос: противоречит ли Федеральному закону N 94-ФЗ и Закону о защите конкуренции требование Комитета (заказчика) о запрете на привлечение субподрядчиков?

Вопрос правомерности включения в конкурсную документацию (документацию об аукционе) при размещении государственного (муниципального) заказа требования о запрете привлечения подрядчиком субподрядчиков

По общему правилу, установленному п. 1 ст. 706 ГК РФ, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). Иное может следовать из закона или договора. Из изложенного исходит судебная практика (см., например, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 24.09.2010 по делу N А11-14368/2009, ФАС Дальневосточного округа от 21.04.2008 N Ф03-А51/08-2/1113 по делу N А51-9321/2007-37-166, ФАС Уральского округа от 27.05.2010 N Ф09-4002/10-С4 по делу N А76-29356/2008-12-766/116).

Таким образом, заказчик, являющийся стороной в договоре подряда, еще в оферте, в том числе публичной, вправе предусмотреть условие, что подрядчик обязан выполнить поручаемую ему работу лично.

Следует обратить внимание на то, что судебная практика рассматривает извещение о проведении конкурса на право заключения государственного (муниципального) контракта в качестве публичной оферты. Участие лица в конкурсе свидетельствует о согласии с условиями размещения заказа, указанными в извещении, поскольку в случае несогласия заинтересованное лицо вправе обратиться за разъяснениями конкурсной документации или отказаться от участия (Постановления ФАС Центрального округа от 29.09.2008 N Ф10-4155/08 по делу N А09-636/08-11, от 12.03.2008 по делу N А14-15590-2006/577/4, от 12.09.2007 по делу N А09-8522/06-19, Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2009 N 09АП-19282/2009-ГК по делу N А40-29699/09-146-161, от 02.10.2009 N 09АП-17754/2009-ГК по делу N А40-29692/09-79-147).

Поскольку нормы о размещении государственного (муниципального) заказа путем проведения конкурса схожи с нормами о размещении заказа путем проведения аукциона, то приведенный вывод может быть применим и к извещению о проведении аукциона. Следовательно, извещение о проведении аукциона является публичной офертой.

Обращаем также внимание на то, что в соответствии с п. 6 ст. 34 Федерального закона N 94-ФЗ сведения, содержащиеся в документации об аукционе, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении открытого аукциона.

Федеральный закон N 94-ФЗ не регулирует отношения по привлечению субподрядчиков при исполнении государственного (муниципального) контракта.

Однако процедура заключения договора подряда для государственных или муниципальных нужд имеет некоторые особенности. В частности:

  • не допускается включать в документацию о конкурсе (аукционе) требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа (п. 3 ст. 22 и п. 3.1 ст. 34 Федерального закона N 94-ФЗ);
  • запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах (п. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, само по себе условие о запрете привлекать подрядчиком субподрядчиков при исполнении договора правомерно. Однако если его установление приводит к ограничению количества участников размещения заказа и (или) доступа к участию в торгах, то оно может быть признано недействительным по указанным выше основаниям.

В результате в судебной практике возник вопрос: ограничивает ли доступ к участию требование в соответствующей документации о запрете на привлечение подрядчиком субподрядчиков, то есть условие об исключительно личном исполнении подрядчиком своих обязательств по договору?

В судебной практике нет единообразия по данному вопросу. Преобладает точка зрения, что указанное требование не ограничивает доступ к участию в торгах, поскольку по смыслу ст. 706 ГК РФ заказчик вправе установить данное требование как в документации об аукционе (конкурсной документации), так и в извещении о проведении открытого аукциона (конкурса). В качестве примера можно привести Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 27.09.2010 по делу N А28-4364/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 23.04.2009 N Ф04-2390/2009(5123-А45-23) по делу N А45-14065/2008-52/357, ФАС Поволжского округа от 25.11.2010 по делу N А55-28313/2009, от 21.10.2009 по делу N А57-4866/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 26.07.2010 по делу N А32-1083/2010-19/38, от 11.06.2009 по делу N А20-2370/2008, ФАС Уральского округа от 09.02.2010 N Ф09-208/10-С1 по делу N А76-11326/2009-51-189, Второго арбитражного апелляционного суда от 18.02.2010 по делу N А28-13602/2009.

Противоположная позиция заключается в том, что указанное требование ограничивает доступ к участию в торгах (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 14.09.2009 N Ф03-4541/2009 по делу N А51-9989/2008, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2009 по делу N А68-3933/09).

Как правило, к данному выводу суды приходят на основании анализа конкретных обстоятельств дела.

Решения судов разных инстанций

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований на том основании, что Комитет является ненадлежащим заявителем по делу.

Суд апелляционной инстанции отменил это решение, не согласившись с указанным выводом. Требование было удовлетворено, поскольку включение в документацию об аукционе условия о запрете привлекать к исполнению муниципального контракта субподрядчиков не противоречит ст. 34 Федерального закона N 94-ФЗ (организатор аукциона вправе устанавливать требования к порядку и способу исполнения договора подряда).

Однако суд кассационной инстанции отменил постановление суда апелляционной инстанции. При этом суд кассационной инстанции исходил из того, что требование к участникам размещения заказов о запрете на привлечение ими субподрядчиков при исполнении муниципального контракта ограничивает доступ к участию в торгах.

ВАС РФ в Определении от 18.10.2010 N ВАС-11017/10, принятом по данному делу, пришел к выводу о необходимости пересмотра постановления суда кассационной инстанции в порядке надзора.

Судебная коллегия ВАС РФ заключила, что основной задачей законодательства о размещении государственного (муниципального) заказа, устанавливающего порядок проведения торгов, "является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов".

При этом характер работ, являющихся предметом аукциона, может предопределять круг потенциальных участников, имеющих возможность выполнить эти работы надлежащим образом лично, без привлечения субподрядчиков, а также способных нести ответственность за их невыполнение в полном объеме.

В рассматриваемом деле, как было отмечено судебной коллегией ВАС РФ, с учетом предмета аукциона — работ по капитальному ремонту асфальтобетонного покрытия проезжей части городской дороги, — условие о выполнении работ без привлечения субподрядчиков не ограничивает доступ к участию в торгах.

Обращаем внимание, что Определение ВАС РФ является процессуальным актом и не содержит правовой позиции ВАС РФ, поскольку в нем не разрешается спор по существу.

Президиум ВАС РФ в целом поддержал выводы, к которым пришла судебная коллегия ВАС РФ.

Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ

Президиум ВАС РФ отменил постановление суда кассационной инстанции и оставил без изменений постановление суда апелляционной инстанции. При этом высшей судебной инстанцией были сформулированы следующие правовые позиции.

1. Ни Гражданский кодекс РФ, ни Федеральный закон N 94-ФЗ не исключают применение ст. 706 ГК РФ, допускающей включение в договор подряда условия о личном выполнении подрядчиком работ, к отношениям, возникающим при заключении договора подряда путем проведения торгов, в том числе при размещении государственного (муниципального) заказа.

2. Основной задачей законодательства о размещении государственного (муниципального) заказа является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

3. Само по себе требование к участникам размещения заказов о запрете на привлечение ими субподрядчиков при исполнении государственного (муниципального) контракта не ограничивает доступ к участию в торгах, поскольку установление такого требования не запрещено законом.

4. Условие о выполнении работ, являющихся предметом аукциона (конкурса), без привлечения субподрядчиков может рассматриваться как нарушающее ст. 17 Закона о защите конкуренции, если антимонопольный орган докажет, что это условие включено в документацию специально для того, чтобы обеспечить победу на торгах конкретному хозяйствующему субъекту.

Следовательно, требование государственного (муниципального) заказчика о запрете привлечения подрядчиком субподрядчиков при исполнении соответствующего контракта правомерно, если не будет доказано, что это условие включено в документацию об аукционе (или конкурсную документацию) специально для того, чтобы обеспечить победу на торгах конкретному хозяйствующему субъекту.

Президиум ВАС РФ указал, что содержащееся в рассматриваемом Постановлении толкование правовых норм является обязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Сообщаем, что исходя из п. 5.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.03.2007 N 17 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам" и п. 1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 21.01.2010 N 1-П рассматриваемое Постановление Президиума ВАС РФ не является основанием для пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам, поскольку не содержит прямого указания на то, что изложенные в нем правовые позиции имеют обратную силу.

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru