КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор учетной политики»
Новшество для юристов! Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции

Аналитический обзор: документ недели // 21.03.2012

← Вернуться к списку обзоров Документов недели

Постановление Правительства РФ от 03.03.2012 N 171 "О лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации"

20 марта 2012 г. вступило в силу новое Положение о лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации (далее — Положение). Данный документ утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.03.2012 N 171 ''О лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации''. Необходимость принятия Положения обусловлена вступлением в силу Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее — Закон о лицензировании).

Рассматриваемое Положение определяет порядок лицензирования деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации (кроме информации, являющейся государственной тайной). В связи с этим прежний порядок лицензирования (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 532) утратил силу.

В Положении определены конкретные виды работ в рамках деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации, а также примерный перечень таких средств. Действие лицензии на рассматриваемый вид деятельности теперь не ограничивается пятилетним сроком, следовательно, такая лицензия будет действовать по общему правилу бессрочно.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" органами, осуществляющими лицензирование деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации, являются ФСТЭК России и ФСБ России. ФСБ России лицензирует лишь деятельность по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации, устанавливаемых на объектах Администрации Президента РФ, Совета Безопасности РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и ВАС РФ.

В статье будет рассмотрен преимущественно порядок лицензирования в том случае, если лицензирующим органом выступает ФСТЭК России, а также особенности лицензирования, осуществляемого ФСБ России.

Виды работ, выполняемых в рамках деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации

Закон о лицензировании устанавливает для соискателей лицензии и лицензиатов новую обязанность — заявлять в рамках лицензируемого вида деятельности о видах работ, которые указанные лица намерены осуществлять. В соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона о лицензировании в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. В связи с этим в рассматриваемом Положении появился такой перечень, включающий в себя два вида работ: разработку и производство средств защиты конфиденциальной информации. Отметим, что в утратившем силу Положении конкретные виды работ, которые должны были выполняться в рамках лицензируемой деятельности, определены не были, поскольку отсутствовало законодательное требование этого.

Таким образом, на основании ч. 4 ст. 22 Закона о лицензировании предоставленные до дня вступления в силу данного Закона лицензии, не содержащие перечня работ, которые выполняются в составе деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации, по истечении срока их действия подлежат переоформлению. Переоформление производится в порядке, установленном ст. 18 Закона о лицензировании, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к указанному виду деятельности. Новая форма лицензии, в которой обязательно должны быть указаны конкретные виды работ, утверждена Постановлением Постановление Правительства РФ от 06.10.2011 N 826 "Об утверждении типовой формы лицензии". Переоформленные лицензии действуют бессрочно.

Помимо этого, Положением определен примерный перечень средств защиты конфиденциальной информации, деятельность по разработке и производству которых подлежит лицензированию. Разрабатываться и производиться могут следующие объекты:

  • технические средства защиты информации;
  • защищенные технические средства обработки информации;
  • технические средства контроля эффективности мер защиты информации;
  • программные (программно-технические) средства защиты информации;
  • защищенные программные (программно-технические) средства обработки информации;
  • программные (программно-технические) средства контроля защищенности информации.

Отметим, что ранее действовавшее Положение не устанавливало такой перечень.

Лицензионные требования к соискателям лицензии и лицензиатам

В соответствии с новым Положением лицензионные требования устанавливаются отдельно для соискателей лицензии и отдельно для лиц, уже ее имеющих (лицензиатов). Напомним, что в утратившем силу Положении такие требования для указанных лиц были едины.

Если лицензирующим органом выступает ФСТЭК России, то к соискателю лицензии предъявляются требования, перечисленные в п. 4 Положения. Отметим, что по сравнению с перечнем требований, которые были установлены в прежнем Положении, новый перечень расширен.

Так, ранее было необходимо, чтобы соискателю лицензии принадлежали на праве собственности или ином законном основании только помещения для осуществления лицензируемого вида деятельности. Теперь в силу Положения указанное лицо должно иметь на этих же основаниях следующие объекты, предназначенные для осуществления лицензируемого вида деятельности:

  • помещения, соответствующие требованиям технической и технологической документации, национальных стандартов и методических документов в области защиты информации;
  • контрольно-измерительное оборудование, производственное и испытательное оборудование;
  • программы (в том числе программные средства разработки средств защиты конфиденциальной информации) для электронно-вычислительных машин и баз данных;
  • техническую и технологическую документацию, документацию, содержащую национальные стандарты, и методические документы в соответствии с перечнем, утверждаемым ФСТЭК России.

Если лицензирование осуществляет ФСБ России, то к соискателям лицензии предъявляются требования, предусмотренные п. 5 Положения. Данные требования изменились по сравнению с требованиями, которые были установлены в ранее действовавшем Положении. Так, в частности, появились новые требования к квалификации персонала соискателя лицензии. Помимо этого, соискатель лицензии должен иметь на праве собственности или ином законном основании следующие объекты, предназначенные для осуществления лицензируемого вида деятельности:

  • помещения, соответствующие требованиям технической и технологической документации, национальных стандартов и методических документов в области защиты информации;
  • контрольно-измерительное оборудование, производственное и испытательное оборудование;
  • программы (в том числе программные средства разработки средств защиты конфиденциальной информации) для электронно-вычислительных машин и баз данных.

Отметим, что некоторые лицензионные требования, которые устанавливались ранее действовавшим Положением, утратили силу. Например, теперь соискателю лицензии не потребуется подтверждать наличие режима конфиденциальности при обращении со сведениями, которые ему доверены или стали известны в ходе служебной деятельности, а также наличие условий, предотвращающих несанкционированный доступ к средствам защиты конфиденциальной информации.

Лицензионные требования к лицензиатам, деятельность которых лицензируется ФСТЭК России (п. 6 Положения) или ФСБ России (п. 7 Положения), схожи с требованиями, предъявляемыми к соискателям лицензий. Дополнительным требованием к лицензиату (независимо от того, каким органом осуществляется лицензирование его деятельности) является выполнение им конструкторской, программной и технологической документации, единой системы измерений, систем разработки и (или) запуска в производство средств защиты конфиденциальной информации.

На основании изложенного можно сделать вывод, что теперь к соискателям лицензии и лицензиатам предъявляются более строгие требования для предотвращения возможных негативных последствий от их деятельности.

Производственный контроль

Новым лицензионным требованием к соискателям лицензии и лицензиатам, деятельность которых лицензируется как ФСТЭК России, так и ФСБ России, стало наличие системы производственного контроля.

В Положении установлено, что если соискатель лицензии намерен разрабатывать средства защиты конфиденциальной информации, то для получения лицензии на осуществление данного вида работ он должен создать систему производственного контроля, включающую в себя правила и процедуры:

  • проверки и оценки системы разработки средств защиты конфиденциальной информации;
  • учета изменений, вносимых в проектную и конструкторскую документацию на разрабатываемую продукцию.

Если соискатель будет производить средства защиты конфиденциальной информации, то в этом случае система производственного контроля должна содержать правила и процедуры:

  • проверки и оценки системы разработки средств защиты конфиденциальной информации;
  • оценки качества выпускаемой продукции и неизменности установленных параметров;
  • учета изменений, вносимых в техническую и конструкторскую документацию на производимую продукцию;
  • учета готовой продукции.

Порядок получения лицензии

Для получения лицензии соискатель должен обратиться в лицензирующий орган с заявлением. К нему нужно приложить указанные в п. 9 Положения документы, которые подтверждают выполнение соискателем соответствующих лицензионных требований. В частности, это копии правоустанавливающих документов на помещения, предназначенные для осуществления лицензируемого вида деятельности (если права на эти помещения не зарегистрированы в ЕГРП), либо сведения об этих помещениях (если такие права зарегистрированы в указанном реестре). Отметим, что ранее действовавшее Положение устанавливало требование о предоставлении копий правоустанавливающих документов в любом случае, даже если права на помещения уже были зарегистрированы в ЕГРП.

Если лицензиат собирается выполнять новые работы по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации, подлежащие лицензированию, то ему потребуется переоформить лицензию. В заявлении о переоформлении лицензии необходимо указать сведения о работах, которые лицензиат будет выполнять, а также сведения, подтверждающие соответствие лицензиата рассмотренным лицензионным требованиям.

Положением определен перечень действий, которые лицензирующий орган должен осуществить в порядке, установленном Законом о лицензировании. Это следующие действия:

  • прием от соискателя лицензии заявлений и документов, необходимых для получения лицензии;
  • принятие решения о предоставлении лицензии либо об отказе в ее предоставлении;
  • принятие решения о переоформлении лицензии либо об отказе в ее переоформлении;
  • приостановление, возобновление, прекращение действия лицензии;
  • ведение реестра лицензий и предоставление из него сведений;
  • выдача дубликатов и копий лицензий.

Специального порядка осуществления указанных действий Положением не предусмотрено. Отметим, что утратившее силу Положение такой специальный порядок устанавливало в отношении действий лицензирующего органа по приему необходимых документов, предоставлению лицензии либо об отказе в ее предоставлении, выдаче дубликатов и копий лицензий. Представляется, что решение законодателя об отказе от специального регулирования обусловлено необходимостью приведения Положения в соответствие с требованиями Закона о лицензировании.

Согласно Положению действие лицензии на разработку и производство средств защиты конфиденциальной информации теперь не ограничивается пятилетним сроком. Следовательно, лицензия будет действовать бессрочно.

Грубое нарушение лицензионных требований

Положение дает иное определение грубого нарушения лицензионных требований по сравнению с прежним Положением. Если лицензирующим органом является ФСТЭК России, то под таким нарушением понимается невыполнение лицензиатом хотя бы одного из требований, указанных в п. 6 Положения, за исключением требования о наличии помещений для осуществления лицензируемого вида деятельности (подп. ''б'' п. 6 Положения). Если лицензирование деятельности осуществляет ФСБ России, то грубым является нарушение хотя бы одного из следующих лицензионных требований:

  • выполнение работ квалифицированным персоналом, находящимся на основной работе у лицензиата согласно штатному расписанию;
  • наличие помещений для осуществления лицензируемого вида деятельности, соответствующих требованиям технической и технологической документации, национальных стандартов и методических документов в области защиты информации, принадлежащих лицензиату на праве собственности или на ином законном основании;
  • использование аттестованных объектов информатизации при разработке и (или) производстве средств защиты конфиденциальной информации, а также средств защиты такой информации, прошедших процедуру оценки соответствия (аттестованных и (или) сертифицированных по требованиям безопасности информации) в соответствии с законодательством РФ;
  • наличие системы производственного контроля при разработке или производстве средств защиты конфиденциальной информации.

Во всех указанных случаях неправомерные действия лицензиата будут считаться грубым нарушением, только если они повлекли за собой негативные последствия, предусмотренные ч. 11 ст. 19 Закона о лицензировании, а именно:

  • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ;
  • возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера или угрозы их возникновения;
  • человеческие жертвы;
  • причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан;
  • причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ;
  • нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Отметим, что за грубое нарушение лицензионных требований к лицензиату могут быть применены следующие меры.

Во-первых, лицензирующий орган может выдать предписание об устранении грубого нарушения лицензионных требований в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". За неисполнение этого предписания в установленный срок лицензиат может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Наказание в этом случае представляет собой:

  • для индивидуальных предпринимателей — административный штраф в размере от 1000 до 2000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет,
  • для организаций — административный штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб.

Во-вторых, лицензиат может быть привлечен к административной ответственности по ч. 5 ст. 13.12 КоАП РФ. Совершение данного правонарушения влечет:

  • для индивидуальных предпринимателей — наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для организаций — наложение административного штрафа в размере от 10 000 до 15 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Во всех случаях в соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона о лицензировании действие лицензии будет приостановлено.

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru