КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Специальный поиск судебной практики»
Получите полный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня.

Аналитический обзор «Документ недели» // 13.07.2012

← Вернуться к списку обзоров Документов недели

Федеральный Закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

  1. Патентная система налогообложения
  2. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
  3. Единый сельскохозяйственный налог
  4. Упрощенная система налогообложения

Указанным Федеральным законом (далее — Закон N 94-ФЗ) внесены поправки в положения Налогового кодекса РФ, касающиеся специальных налоговых режимов, таких как упрощенная система налогообложения (далее — УСН), единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее — ЕНВД), единый сельскохозяйственный налог (далее — ЕСХН). За исключением отдельных положений, данные поправки вступают в силу с 1 января 2013 г.

Одним из основных нововведений в часть вторую Налогового кодекса РФ стало включение гл. 26.5 "Патентная система налогообложения", в связи с чем с 1 января 2013 г. ст. 346.25.1 НК РФ, регулирующая применение индивидуальными предпринимателями УСН на основе патента, признается утратившей силу.

Рассматриваемый Закон представляет собой реализацию положений "Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", одобренных Правительством РФ 20.05.2010, которыми предусмотрено реформирование специальных налоговых режимов. Основной задачей реформы является поэтапная ликвидация специального налогового режима в виде ЕНВД с одновременным расширением сферы применения упрощенной системы налогообложения на основе патента.

Целью реформы является налоговое стимулирование развития малого предпринимательства путем совершенствования УСН на основе патента, а также ЕСХН, УСН и ЕНВД и устранение внутренних противоречий в указанных налоговых режимах исходя из практики их применения (см. также Письма Минэкономразвития России от 22.12.2011 N ОГ-Д05-2581, от 22.12.2011 N ОГ-Д05-2580).

1. Патентная система налогообложения

1.1. Общие положения

Закон N 94-ФЗ отнес патентную систему налогообложения к специальному налоговому режиму, который вводится в действие с 1 января 2013 г. с целью заменить УСН на основе патента.

Патентная система налогообложения (далее — ПСН) будет применяться индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения.

Перечень видов деятельности, при осуществлении которых можно применять ПСН, определен в п. 2 ст. 346.43 НК РФ, при этом субъектам РФ предоставлено право вводить данную систему в отношении иных бытовых услуг, не указанных в Налоговом кодексе РФ.

В п. 3 ст. 346.43 НК РФ содержится перечень понятий, используемых для целей патентной системы, он во многом совпадает с перечнем понятий, применяемых для целей ЕНВД.

Важно отметить, что в силу п. п. 10 — 11 ст. 346.43 НК РФ предприниматель, перешедший на патентную систему, освобождается от уплаты НДФЛ, налога на имущество физических лиц, а также НДС в отношении деятельности, облагаемой в рамках патентной системы. Вместе с тем в п. 11 ст. 346.43 НК РФ прямо указано, что НДС уплачивается при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, а также при осуществлении операций в рамках договоров простого товарищества, доверительного управления имуществом и других договоров, содержащихся в ст. 174.1 НК РФ.

1.2. Ограничения на применение патентной системы

По сравнению с действующей УСН на основе патента средняя численность наемных работников, которых индивидуальный предприниматель вправе привлекать при применении ПСН за налоговый период, увеличилась с 5 до 15 человек (п. 5 ст. 346.43 НК РФ).

Необходимо отметить, что вводимый Законом N 94-ФЗ показатель "средняя численность" шире используемого в настоящее время показателя "среднесписочная численность": он включает в себя среднесписочную численность, а также среднюю численность работающих по внешнему совместительству и по гражданско-правовым договорам. Кроме того, если сейчас ограничение по численности работников относится только к деятельности, облагаемой в рамках УСН на основе патента, то по новым правилам п. 5 ст. 346.43 НК РФ указанное ограничение применяется по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем.

Ряд ограничений на применение патентной системы содержит п. 6 ст. 346.45 НК РФ. Так, налогоплательщик считается утратившим право на применение ПСН и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, в случае:

  • если с начала календарного года объем выручки от деятельности, в отношении которой применяется ПСН, превысил 60 млн руб. (в случае применения одновременно ПСН и УСН при определении величины доходов учитываются доходы по обоим спецрежимам);
  • если в течение налогового периода налогоплательщиком было допущено превышение ограничения по средней численности наемных работников;
  • если нарушен срок уплаты налога по патентной системе.

О прекращении деятельности или об утрате права на применение специального налогового режима предприниматель должен сообщить в налоговую инспекцию с течение 10 календарных дней (п. 8 ст. 346.45 НК РФ).

1.3. Условия применения патентной системы

Патент выдается налоговым органом индивидуальному предпринимателю по месту его постановки на налоговый учет в качестве плательщика, применяющего ПСН, и действует на территории того субъекта РФ, который указан в патенте. Индивидуальный предприниматель, получивший патент в одном субъекте РФ, вправе получить патент в другом субъекте РФ (п. 1 ст. 346.45 НК РФ).

Заявление на получение патента подается индивидуальным предпринимателем в налоговый орган по месту жительства не позднее чем за 10 дней до начала применения патентной системы налогообложения. Если индивидуальный предприниматель планирует осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента в субъекте РФ, в котором не состоит на учете в налоговом органе по месту жительства или в качестве налогоплательщика, применяющего ПСН, указанное заявление подается в любой территориальный налоговый орган этого субъекта РФ по выбору индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 346.45 НК РФ).

Налоговый орган обязан в течение пяти дней со дня приема заявления на получение патента выдать индивидуальному предпринимателю патент или уведомить его об отказе в выдаче патента (п. 3 ст. 346.45 НК РФ).

Пунктом 4 ст. 346.45 НК РФ установлены следующие основания для отказа налоговым органом в выдаче патента:

  • указание в заявлении на получение патента вида предпринимательской деятельности, не соответствующего перечню видов, в отношении которых на территории субъекта РФ введена ПСН;
  • указание срока действия патента, не соответствующего срокам, на которые он может быть выдан;
  • нарушение условия перехода на ПСН, установленного для индивидуальных предпринимателей при утрате права на применение ПСН или прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась ПСН, до истечения срока действия патента;
  • наличие недоимки по налогу, уплачиваемому в связи с применением ПСН.
1.4. Налоговая ставка, порядок и сроки уплаты налога

ПСН исчисляется по ставке в размере 6 процентов от потенциально возможного к получению годового дохода (ст. 346.50 НК РФ). Если патент получен на срок менее календарного года, налог рассчитывается путем деления указанного дохода на 12 месяцев и умножения полученного результата на количество месяцев срока, на который выдан патент (п. 1 ст. 346.51 НК РФ).

Согласно общему правилу п. 1 ст. 346.49 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. При этом налоговым периодом также может являться:

  • срок, на который выдан патент (если патент выдан на срок менее календарного года);
  • период с начала действия патента до даты прекращения такой деятельности (если индивидуальный предприниматель прекратил предпринимательскую деятельность до истечения срока действия патента, в том числе в связи с утратой права на применение ПСН) (п. п. 2 — 3 ст. 346.49 НК РФ).

Порядок уплаты налога по ПСН зависит от периода, на который выдан патент. Согласно п. 2 ст. 346.51 НК РФ налог уплачивается по месту постановки индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе в следующие сроки:

  • если патент получен на срок до 6 месяцев — в размере полной суммы налога в срок не позднее 25 календарных дней после начала действия патента;
  • если патент получен на срок от 6 месяцев до календарного года — в размере одной трети суммы налога в срок не позднее 25 календарных дней после начала действия патента или в размере двух третей суммы налога в срок не позднее 30 календарных дней до дня окончания налогового периода.

Декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением ПСН, в налоговые органы не представляется (ст. 346.52 НК РФ). Однако в целях контроля за соблюдением ограничения применения ПСН налогоплательщики патентной системы налогообложения обязаны осуществлять налоговый учет доходов в книге учета доходов, которая ведется отдельно по каждому полученному патенту (п. 1 ст. 346.53 НК РФ).

1.5. Уменьшение суммы налога на сумму страховых взносов

Следует обратить внимание на то, что гл. 26.5 НК РФ, регулирующая ПСН, не содержит положений, предусматривающих возможность уменьшения стоимости патента на страховые взносы на обязательное страхование, в связи с чем сумма налога по ПСН не уменьшается на сумму страховых взносов, рассчитанных исходя из стоимости страхового года, как при оплате оставшейся части патента при применении УСН на основе патента по действующему в настоящий момент законодательству.

1.6. Переходные положения

В ст. 8 Закона N 94-ФЗ даны переходные положения. Так, срок действия уже выданных патентов, переходящий на 2013 г., заканчивается 31 декабря 2012 г. Стоимость этих патентов будет снижена с учетом их фактического срока действия, а излишне уплаченная стоимость подлежит зачету или возврату в порядке ст. 78 НК РФ. Патенты, которые могут быть выданы до конца текущего года, также будут действовать не позднее чем до 31 декабря 2012 г. включительно (п. 3 ст. 8 Закона N 94-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 8 Закона N 94-ФЗ на территории субъектов РФ патентная система вводится законами соответствующих субъектов. Такие законы должны быть опубликованы не позднее 1 декабря 2012 г.

2. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

2.1. Добровольный порядок перехода на уплату ЕНВД

Законодатель прямо указывает на добровольность перехода организаций и индивидуальных предпринимателей на уплату единого налога. При этом налогоплательщики, применяющие ЕНВД, вправе перейти на иной режим налогообложения со следующего календарного года при соблюдении установленных Законом ограничений (п. 1 ст. 346.28 НК РФ в новой редакции).

Согласно действующей редакции п. 2.3 ст. 346.26 НК РФ налогоплательщик, утративший право на применение ЕНВД, обязан возвращаться к ЕНВД с начала квартала, следующего за тем, в котором устранены несоответствия требованиям закона по применению ЕНВД. С 2013 г. указанное положение утратит силу.

Налогоплательщики, желающие перейти на уплату ЕНВД, должны встать на учет в налоговом органе, подав заявление по установленной форме в течение пяти дней со дня начала применения ЕНВД (п. п. 2 и 3 ст. 346.28 НК РФ в новой редакции).

Следует отметить, что п. 3 ст. 346.28 НК РФ в новой редакции вводится обязанность налогоплательщика при прекращении им предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, или при переходе на иной режим налогообложения подать в пятидневный срок заявление в налоговый орган в целях снятия с учета в качестве плательщика этого налога. Датой снятия с учета плательщика ЕНВД считается указанная в заявлении дата прекращения предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, или дата перехода на иной режим налогообложения, или дата начала налогового периода, с которого налогоплательщик обязан перейти на общий режим налогообложения по основаниям, установленным п. 2.3 ст. 346.26 НК РФ.

Пункт 2.3 ст. 346.26 НК РФ в новой редакции предусматривает ответственность за несоблюдение установленных п. 2.2 данной статьи Налогового кодекса РФ ограничений для перехода на уплату ЕНВД. Если по итогам налогового периода у организации-налогоплательщика средняя численность работников превысила 100 человек и (или) доля участия других организаций в организации-налогоплательщике составила более 25 процентов, он считается утратившим право на применение ЕНВД и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, в котором были допущены нарушения данных требований.

2.2. Виды деятельности, в отношении которых может применяться ЕНВД

Как указано в пояснительной записке к проекту Федерального закона, который в последствии был принят в качестве Закона N 94-ФЗ, таблица п. 3 ст. 346.29 НК РФ излагается в новой редакции в связи с уточнением определений видов предпринимательской деятельности и физических показателей в целях приведения их в соответствие с п. 2 ст. 346.26 НК РФ и понятиями, данными в ст. 346.27 НК РФ.

С 1 января 2013 г. ЕНВД применяется при оказании услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке не только автотранспортных средств, но и мототранспорта, а также при предоставлении во временное владение (в пользование) мест для стоянки таких средств (пп. 3 и 4 п. 2 ст. 346.26 НК РФ в новой редакции). На правомерность применения ЕНВД в отношении данных услуг в настоящее время указывает Минфин России (Письма от 17.08.2011 N 03-11-11/211, от 20.10.2010 N 03-11-11/273). Аналогичная позиция содержится в письме ФНС России применительно к услугам по ремонту катеров, гидроциклов, квадроциклов, мотовездеходов, лодочных моторов (см. Письмо ФНС России от 30.06.2010 N ШС-37-3/5570@ "О направлении письма Минфина России от 22.06.2010 N 03-11-09/49" (вместе с Письмом Минфина России от 22.06.2010 N 03-11-09/49).

Кроме того, в новой редакции ст. 346.27 НК РФ дано понятие "услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств", включающее в себя платные услуги по проведению технического осмотра транспортных средств на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности в целях допуска к участию в дорожном движении на территории РФ, а в случаях, предусмотренных международными договорами, — также за ее пределами.

Следует отметить, что до внесения Законом N 94-ФЗ соответствующих изменений вопрос о переводе на ЕНВД деятельности по осуществлению технического осмотра транспортных средств являлся спорным.

Так, Минфин России указывал на то, что деятельность по оказанию услуг по проверке технического состояния автотранспортных средств при государственном техническом осмотре не подпадает под ЕНВД, поскольку данные услуги не включены Ростехрегулированием в Общероссийский классификатор услуг населению, в связи с чем к бытовым услугам, оказываемым населению, не относятся (Письма Минфина России от 14.09.2010 N 03-11-06/3/127, от 12.11.2009 N 03-11-09/371).

Позиция арбитражных судов по вопросу применения ЕНВД в данном случае неоднозначна, однако в большинстве случаев арбитражные суды указывали на то, что в процессе проведения государственного технического осмотра индивидуальные предприниматели, привлеченные к проверке технического состояния транспортных средств, выполняют исключительно контрольно-диагностические работы, относящиеся к бытовым услугам, а значит, применение ЕНВД в данном случае правомерно (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 16.12.2011 N А05-14092/2010, от 29.07.2011 N А56-59846/2010, ФАС Уральского округа от 17.06.2008 N Ф09-4300/08-С3 по делу N А60-17352/07, ФАС Центрального округа от 27.02.2010 N А14-13564/2009/398/24).

Внесены уточнения в пп. 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, согласно которым применение ЕНВД возможно при размещении рекламы с использованием внутренних и внешних поверхностей транспортных средств. Вместе с тем законодатель сейчас не указывает, какие именно поверхности транспортных средств могут использоваться для размещения рекламы. Однако о возможности применения ЕНВД в отношении деятельности по размещению рекламы как снаружи, так и внутри транспортных средств ранее разъяснялось в Письме Минфина России от 25.01.2010 N 03-11-09/03.

2.3. Порядок расчета ЕНВД

Пунктом 10 ст. 346.29 НК РФ вводится новый порядок определения размера вмененного дохода за квартал, в течение которого производится постановка на учет в качестве плательщика единого налога или снятие с учета в связи с прекращением предпринимательской деятельности.

Если налогоплательщик встал на налоговый учет, размер вмененного дохода за квартал рассчитывается начиная с даты постановки лица на налоговый учет.

В случае прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности в течение квартала размер вмененного дохода за квартал рассчитывается с первого дня налогового периода до даты снятия с учета в налоговом органе.

Таким образом, с 1 января 2013 г. ЕНВД рассчитывается с даты постановки налогоплательщика на учет (либо до дня снятия с учета), исходя из фактического количества дней осуществления деятельности (число дней фактической работы налогоплательщика меньше количества календарных дней в налоговом периоде).

2.4. Уменьшение суммы единого налога

Начиная с 1 января 2013 г. сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается на суммы:

  • страховых взносов, включая взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, а также страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных при выплате вознаграждений работникам;
  • платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключаемым в пользу работников;
  • расходов по выплате работникам пособий по временной нетрудоспособности за те дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, которые имеют лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ, на осуществление соответствующего вида деятельности (п. 2 ст. 346.32 НК РФ в новой редакции).

Следует учесть, что сумму единого налога можно уменьшить на указанные страховые платежи (взносы) и пособия не более чем на 50 процентов (п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ в новой редакции).

Кроме того, для индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников, Законом N 94-ФЗ также предусмотрена возможность уменьшения суммы налога на взносы в ПФ? и ФФОМС, исчисленные из стоимости страхового года (п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ в новой редакции).

Следует обратить внимание, что в силу действующей редакции ст. 346.32 НК РФ предприниматели, имеющие работников, могут уменьшить сумму ЕНВД на страховые взносы, перечисленные как за страхование работников, так и за свое страхование. Однако из новой редакции п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ нельзя установить, может ли данный предприниматель уменьшить сумму ЕНВД на страховые взносы, перечисленные как за работников, так и за себя, что в дальнейшем может привести к судебным спорам.

3. Единый сельскохозяйственный налог

В связи с уведомительным характером перехода сельскохозяйственных товаропроизводителей на систему единого сельскохозяйственного налога в силу п. 5 ст. 346.2 НК РФ с 2013 г. вместо заявления о переходе на уплату ЕСХН представляется уведомление.

Дополнена новыми положениями ст. 346.3 НК РФ, устанавливающая порядок применения единого сельскохозяйственного налога и регламентирующая:

  • правила подачи уведомления о переходе на ЕСХН;
  • основания и последствия прекращения права на применение ЕСХН;
  • порядок перехода плательщиков ЕСХН на иной режим налогообложения;
  • применение ЕСХН в следующем налоговом периоде.

Так, согласно новой редакции п. 1 ст. 346.3 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, желающие перейти на уплату ЕСХН со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя до 31 декабря календарного года, предшествующего переходу на уплату ЕСХН, а не в период с 20 октября по 20 декабря, как в настоящее время.

Начиная с 1 января 2013 г. вновь созданная организация или вновь зарегистрированный предприниматель могут уведомить о переходе на ЕСХН в течение 30 календарных дней с даты постановки на налоговый учет (п. 2 ст. 346.3 НК РФ). Лица, не уведомившие о переходе на уплату ЕСХН в указанные сроки, плательщиками этого налога не признаются (п. 3 ст. 346.3 НК РФ в новой редакции).

Обязательный уведомительный порядок предусмотрен также для случая прекращения деятельности, в отношении которой применялся ЕСХН. Уведомление нужно подать не позднее 15 дней со дня прекращения этой деятельности (п. 9 ст. 346.3 НК РФ).

Законом N 94-ФЗ внесены изменения касательно сроков уплаты ЕСХН, а также сроков представления налоговой декларации по итогам налогового периода.

В силу п. 5 ст. 346.9, пп. 2 п. 2 ст. 346.10 НК РФ в новой редакции налогоплательщики должны представить налоговую декларацию и уплатить ЕСХН по итогам налогового периода не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а в случае прекращения предпринимательской деятельности в качестве сельскохозяйственных товаропроизводителей — не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими прекращена такая предпринимательская деятельность.

Наиболее важной поправкой к ст. 346.3 НК РФ является введение п. 4.1, согласно которому вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе продолжать применять ЕСХН, даже если в первом налоговом периоде у них отсутствовали доходы от сельскохозяйственной деятельности, при условии отсутствия у данных лиц нарушений требований, установленных для применения ЕСХН. Данная поправка крайне важна для сельхозпроизводителей, поскольку, как правило, в первом налоговом периоде они создают необходимые условия для осуществления основного вида деятельности и не получают доходов.

Следует отметить, что в настоящее время Минфин России придерживается позиции, согласно которой при отсутствии доходов от реализации произведенной сельхозпродукции за налоговый период вновь созданная организация-налогоплательщик, перешедшая на ЕСХН, признается утратившей право на применение ЕСХН (Письма Минфина России от 16.03.2011 N 03-11-09/12, от 23.09.2010 N 03-11-06/1/23).

Арбитражные суды выражают иную точку зрения по данному вопросу (см. Постановления ФАС Центрального округа от 01.03.2012 N А23-2534/2011, ФАС Дальневосточного округа от 21.04.2010 N Ф03-2288/2010, ФАС Поволжского округа от 05.04.2010 N А72-16139/2009).

В связи с тем что положение п. 4.1 ст. 346.3 НК РФ применяется только к вновь зарегистрированным организациям, с 1 января 2013 г. всем ранее зарегистрированным производителям, перешедшим на ЕСХН и не получившим доходов от реализации своей продукции за налоговый период, придется отстаивать свое право на применение ЕСХН в суде.

4. Упрощенная система налогообложения

4.1. Ограничения на применение УСН

Согласно положениям новой редакции ст. 346.12 НК РФ предельная величина доходов, позволяющая налогоплательщику перейти на УСН по итогам девяти месяцев года, в котором налогоплательщик подает уведомление о переходе на УСН, увеличивается с 15 до 45 млн руб. и индексируется не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год. Показатель коэффициента-дефлятора на 2013 г. установлен в размере, равном 1 (п. 4 ст. 8 Закона N 94-ФЗ).

При превышении по итогам отчетного (налогового) периода предельного размера доходов в сумме 60 млн руб. организация-налогоплательщик утрачивает право на применение УСН с начала квартала, в котором допущено превышение. Следует учесть, что, если налогоплательщик применяет одновременно упрощенную и патентную системы налогообложения, при определении величины доходов от реализации учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам (абз. 2 п. 4 ст. 346.13 НК РФ в новой редакции).

Следует отметить, что ограничения в виде предельного размера доходов в сумме 45 и 60 млн руб. применяются и сейчас и установлены временно действующими в настоящий момент положениями п. 2.1 ст. 346.12 НК РФ (применяется по 30 сентября 2012 г. включительно) и п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ (применяется по 31 декабря 2012 г. включительно).

4.2. Условия начала и прекращения применения УСН

Как и в случае с ЕСХН, заявительный порядок перехода на УСН изменен на уведомительный (п. 2 ст. 346.12 НК РФ в новой редакции).

С 1 января 2013 г. организации и индивидуальные предприниматели могут перейти на УСН, уведомив об этом налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН. В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения, а также остаточная стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН (п. 1 ст. 346.13 НК РФ в новой редакции).

Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели теперь вправе уведомить налоговый орган о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе.

При этом как ранее существовавшие, так и вновь созданные лица, не уведомившие о переходе на УСН в вышеуказанный срок, применять ее не вправе (пп. 19 п. 3 ст. 346.12).

Таким образом, закрепляется в законе позиция ФНС России, заключающаяся в том, что если вновь зарегистрированный налогоплательщик несвоевременно представит уведомление о переходе на УСН, то он должен применять общий налоговый режим (Письмо ФНС России от 02.11.2010 N ШС-37-3/14713@). Тем не менее в настоящее время споры, связанные с несвоевременным уведомлением о переходе на УСН, арбитражные суды решают в пользу налогоплательщиков (Постановления ФАС Поволжского округа от 03.02.2012 N А65-15105/2011, ФАС Северо-Кавказского округа от 25.01.2012 N А32-12479/2011, ФАС Западно-Сибирского округа от 24.01.2012 N А27-6733/2011).

В частности, в указанном Письме ФНС России от 02.11.2010 N ШС-37-3/14713@ обозначенная позиция обосновывалась тем, что нормами гл. 26.1 и 26.2 НК РФ установлен пресекательный срок для подачи заявления о переходе на УСН и ЕСХН, равный пяти дням с даты постановки на учет в налоговом органе.

ФАС Уральского округа выразил противоположное мнение, согласно которому "заявление о применении упрощенной системы налогообложения носит уведомительный характер и главой 26.2 Кодекса налоговым органам не предоставлено право запрещать или разрешать налогоплательщику применять выбранную им систему налогообложения, срок подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей не является пресекательным" (Постановление ФАС Уральского округа от 03.03.2011 N Ф09-830/11-С3 по делу N А76-13895/2010).

Законодатель также установил обязанность налогоплательщиков по уведомлению налогового органа по месту своего нахождения (месту жительства) о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН, в срок не позднее 15 дней со дня прекращения данной деятельности. Соответственно, для таких налогоплательщиков Законом N 94-ФЗ устанавливаются сроки уплаты налога и представления налоговой декларации.

Согласно новой редакции п. 7 ст. 346.21 и п. 2 ст. 346.23 НК РФ налогоплательщики должны представить налоговую декларацию и уплатить налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода:

  • если налогоплательщиком является организация — не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
  • если налогоплательщиком является индивидуальный предприниматель — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Для некоторых случаев предусмотрены иные сроки:

  • в случае прекращения предпринимательской деятельности указанные налогоплательщики уплачивают налог не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором прекращена такая предпринимательская деятельность, в отношении которой применялась УСН;
  • в случае утраты права на применение упрощенной системы налогообложения в связи с превышением предельного размера доходов в сумме 60 млн руб. — не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором он утратил право применять УСН.
4.3. Порядок исчисления налога

Статья 346.21 НК РФ, регламентирующая порядок исчисления и уплаты налога, дополнена п. 3.1, согласно которому налогоплательщики, применяющие УСН с объектом "доходы", вправе уменьшить (не более чем на 50 процентов) суммы исчисленных ими за отчетный (налоговый) период налогов на сумму исчисленных и уплаченных по всем основаниям за этот же период расходов.

К таким расходам законодатель отнес страховые взносы на различные виды обязательного страхования (пенсионное, медицинское, социальное), в том числе расходы по выплате пособия по временной нетрудоспособности, исключив при этом расходы, связанные с профессиональными заболеваниями и несчастными случаями на производстве. Следует отметить, что расходы в связи с выплатой пособий по временной нетрудоспособности работника уменьшают налог в части, оплаченной работодателем (за первые три дня нетрудоспособности в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"), а также в части, не покрытой выплатами страховых организаций, произведенными работникам (пп. 2 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ в новой редакции).

Одним из нововведений Закона N 94-ФЗ стала норма, согласно которой при расчете налоговой базы не будут учитываться расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей, и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте (пп. 34 п. 1 ст. 346.16 НК РФ утрачивает силу). Кроме того, в п. 5 ст. 346.17 НК РФ в новой редакции прямо указано, что переоценка данного имущества, выраженного в иностранной валюте (в том числе по валютным счетам в банках), доходы и расходы от такой переоценки не определяются и не учитываются.

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru