КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор учетной политики»
Новшество для юристов! Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции

Аналитический обзор «Документ недели» // 11.09.2012

← Вернуться к списку обзоров Документов недели

Постановление Правительства РФ от 30.08.2012 N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств"

  1. Утилизационный сбор
  2. Условия, при которых утилизационный сбор не уплачивается
  3. Изменения в правилах регистрации транспортных средств
  4. Обязательства организаций — изготовителей транспортных средств по утилизации отходов

В ч. 2 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее — Закон об отходах) указывается, что виды и категории колесных транспортных средств (далее — транспортные средства), в отношении которых должен уплачиваться утилизационный сбор, определяются Правительством РФ.

Рассматриваемое Постановление Правительства РФ от 30.08.2012 N 870 (далее — Постановление N 870) утвердило в этой связи два перечня: перечень видов транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, и перечень видов транспортных средств, в отношении которых он не уплачивается.

Кроме того, Постановлением N 870 утверждены:

  • Правила взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора (далее — Правила взимания утилизационного сбора);
  • Правила условий, при соблюдении которых утилизационный сбор не уплачивается в отношении колесных транспортных средств, которые ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств — членов Таможенного союза и имеют статус товаров Таможенного союза (далее — Правила освобождения от уплаты);
  • Правила принятия организациями — изготовителями колесных транспортных средств обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств (далее — Правила о реестре организаций-изготовителей).

Также Постановление N 870 дополнило положения п. 4 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее — Постановление N 938).

Постановление N 870 вступило в силу 1 сентября 2012 г.

1. Утилизационный сбор

По общему правилу утилизационный сбор взимается с транспортных средств независимо от того, где они произведены: в России или в иностранном государстве. Согласно п. 2 Правил взимания утилизационного сбора требования об уплате утилизационного сбора будут применяться к транспортным средствам, паспорта которых выданы позже 1 сентября 2012 г.

В соответствии с ч. 3 ст. 24.1 Закона об отходах утилизационный сбор должен уплачиваться лицами, которые:

  • осуществляют ввоз транспортных средств в Россию;
  • осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории России;
  • приобрели транспортные средства на территории России у лиц, не уплачивающих утилизационный сбор, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационный сбор.

Утилизационный сбор взимается органами ФТС России (п. 3 Правил взимания утилизационного сбора). Плательщики должны рассчитать его самостоятельно в соответствии с Правилами взимания утилизационного сбора по формуле, указанной в Приложении N 1 к этому нормативному акту.

Плательщик утилизационного сбора должен представить в таможенный орган следующие документы (п. 8 Правил взимания утилизационного сбора):

  • заполненный и подписанный плательщиком расчет утилизационного сбора по установленной форме;
  • копию одобрения типа транспортного средства, копию свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
  • платежные документы об уплате утилизационного сбора.

Эти документы должны быть представлены либо в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование транспортного средства в связи с его ввозом в Россию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место регистрации (место жительства) плательщика (если транспортное средство в страну не ввозилось и не декларировалось).

Отметка об уплате утилизационного сбора (или об основании неуплаты утилизационного сбора) проставляется в бланке паспорта транспортного средства (п. 10 Правил взимания утилизационного сбора).

Также в Правилах взимания утилизационного сбора установлен специальный порядок возврата излишне уплаченного утилизационного сбора (п. п. 13 — 24 указанных Правил).

2. Условия, при которых утилизационный сбор не уплачивается

В Правилах освобождения от уплаты установлено, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств, которые ввозятся в Россию с территорий государств — членов Таможенного союза и имеют статус товаров Таможенного союза. При этом требуется также соблюдение следующих условий:

  • транспортное средство ввезено в Республику Беларусь или Республику Казахстан в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин по ставкам, применяемым в указанных государствах в соответствии с Перечнем товаров и ставок, в отношении которых Республикой Беларусь и Республикой Казахстан применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 55;
  • организация — изготовитель транспортных средств, зарегистрированная в Республике Беларусь или в Республике Казахстан, включена в перечень организаций-изготовителей, зарегистрированных на территории данных государств, которые не уплачивают утилизационный сбор. Ведение данного перечня осуществляет Минпромторг России.

Указанные организации — изготовители транспортных средств регистрируются Минпромторгом России в соответствии с условиями, предусмотренными в Правилах освобождения от уплаты. Перечень организаций должен быть размещен на официальном сайте Минпромторга России.

3. Изменения в правилах регистрации транспортных средств

Согласно изменениям, внесенным в п. 4 Постановления N 938, не допускается регистрация транспортных средств в соответствии с правилами этого нормативного акта, если:

  • в паспорте транспортного средства отсутствует отметка об уплате утилизационного сбора или об основании неуплаты утилизационного сбора;
  • у организации — изготовителя транспортного средства нет обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств;
  • в паспорте транспортного средства имеется отметка о принятии организацией — изготовителем транспортного средства такого обязательства, но эта организация не включена в реестр организаций, принявших указанное обязательство, на дату выдачи паспорта транспортного средства;
  • при изменении регистрационных данных, связанном с заменой номерных агрегатов, выяснится, что новые номерные агрегаты взяты с транспортных средств, в отношении которых не уплачивался утилизационный сбор или по которым организацией — изготовителем транспортных средств не принято обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением номерных агрегатов, использовавшихся в комплекте транспортных средств, паспорта на которые выданы до 1 сентября 2012 г.

Таким образом, данные нормы будут стимулировать владельцев транспортных средств к уплате утилизационного сбора, поскольку в соответствии с указанными изменениями, внесенными в Постановление N 938, он не сможет использовать свое транспортное средство по назначению без уплаты утилизационного сбора.

4. Обязательства организаций — изготовителей транспортных средств по утилизации отходов

Постановление N 870 устанавливает, что организации — изготовители транспортных средств могут брать на себя обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств. В соответствии с п. 4 Правил о реестре организаций-изготовителей это включает в себя следующие действия организации-изготовителя:

  • прием транспортного средства в пунктах приема;
  • доставка транспортного средства от пунктов приема до мест осуществления деятельности по обращению с соответствующими отходами;
  • обеспечение деятельности по обращению с отходами, в том числе с привлечением третьих лиц, имеющих лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности;
  • информационное освещение своей деятельности, а также сотрудничество с государственными органами в этой сфере деятельности.

В отношении таких организаций Минпромторг России должен вести реестр организаций — изготовителей колесных транспортных средств, принявших обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств (п. 2 Постановления N 870). Заявки на включение организаций в реестр принимаются до 1 октября 2012 г.

Для включения организации — изготовителя транспортных средств в данный реестр она должна соответствовать ряду требований, перечисленных в п. 3 Правил о реестре организаций-изготовителей. Следует отметить, что такой организацией может быть только юридическое лицо, зарегистрированное в России, имеющее право наносить на различные части транспортного средства индивидуальный идентификационный номер (VIN) и осуществляющее производство транспортных средств на основе указанных в Правилах о реестре организаций-изготовителей режимов и технологий.

В Правилах о реестре организаций-изготовителей также установлен перечень документов, необходимых для включения организации — изготовителя транспортных средств в реестр. Впоследствии эта организация должна не реже одного раза в год подтверждать свое соответствие установленным для таких организаций требованиям (п. 15 Правил о реестре организаций-изготовителей).

В п. 11 Правил о реестре организаций-изготовителей установлен закрытый перечень оснований для отказа во включении организации в указанный реестр:

  • в заявлении на включение в реестр не содержатся необходимые сведения;
  • организацией-изготовителем не представлены необходимые сведения и документы;
  • в заявлении и (или) представленных документах содержатся сведения, не соответствующие действительности;
  • организация-изготовитель не отвечает установленным условиям.

Также в п. 17 Правил о реестре организаций-изготовителей и в п. 3 Постановления N 870 предусмотрены основания исключения организаций из указанного реестра. При этом исключение организации из реестра не означает прекращение ее обязанностей в отношении тех транспортных средств, которые были изготовлены в период нахождения организации-изготовителя в реестре (п. 5 Правил о реестре организаций-изготовителей).

Включение организации — изготовителя транспортных средств в реестр не является формальной процедурой, а порождает правовые последствия для нее, а также для владельцев соответствующих транспортных средств.

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru