КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Специальный поиск судебной практики»
Подписаться на обзоры законодательства

Аналитический обзор: документ недели // 05.10.2010

← Вернуться к списку обзоров Документов недели

Постановление Прави­тель­ства РФ от 03.08.2010 N 595 "Об ут­верж­де­нии поло­же­ния об осу­щест­вле­нии госу­дар­ствен­ного по­жар­ного над­зора в лесах"

Рассматриваемое Постановление (далее — Постановление N 595) принято на основании ч. 4 ст. 97 Лесного кодекса РФ (далее — ЛК РФ), в соответствии с которым порядок осуществления государственного пожарного надзора в лесах уста­нав­ли­в­ается Пра­ви­тель­ством РФ.

Постановление N 595, утвердив Положение об осуществлении государственного пожарного надзора в лесах (далее — Положение об осуществлении пожарного надзора в лесах), определяет органы, осуществляющие данный надзор, права и обязанности должностных лиц этих органов при осуществлении надзора.

Следует отметить, что в силу ч. 2 ст. 97 ЛК РФ государственный пожарный надзор в лесах может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов РФ, если указанным органам переданы полномочия по охране лесов. Примеры передачи таких полномочий встречаются довольно часто (см., например, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 07.04.2008 по делу N А28-6058/2007-318/16, ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.05.2010 по делу N А78-6145/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 20.05.2010 по делу N А75-9225/2009, ФАС Поволжского округа от 19.05.2009 по делу N А55-20303/2008).

Постановление N 595, по сути, вводит контроль, осуществляемый федеральными органами исполнительной власти, за осуществлением органами государственной власти субъекта РФ (а также органами местного самоуправления) полномочий по охране лесов.

Органы, осуществляющие государственный пожарный надзор в лесах

В соответствии с п. 3 Положения об осуществлении пожарного надзора в лесах го­су­дар­ствен­ный пожарный надзор в лесах осуществляют:

  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее тер­рито­риаль­ные ор­га­ны. Данная служба осу­щест­вля­ла ука­зан­ный надзор и до приня­тия Поста­нов­ления N 595, на осно­ва­нии п. 39 Правил пожар­ной безо­пас­нос­ти в лесах, утверж­ден­ных Поста­нов­ле­нием Пра­ви­тель­ства РФ от 30.06.2007 N 417;
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы;
  • государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов РФ, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с ч. 1 ст. 83 ЛК РФ.

В соответствии с данной частью Российская Федерация передает органам го­су­дар­ственной власти субъектов РФ полномочия по осуществлению охраны лесов, вклю­чая осу­щест­вле­ние мер пожарной безопасности.

Также необходимо отметить, что Министерство сельского хозяйства РФ и Министерство природных ресурсов и экологии РФ, согласно п. 12 Положения об осуществлении пожарного надзора в лесах, осуществляют методическое руководство по вопросам обеспечения государственного пожарного надзора в лесах.

В то же время Указом Президента РФ от 27.08.2010 N 1074 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" Федеральному агентству лесного хозяйства переданы функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а также по контролю и надзору области лесных отношений.

Соответственно, можно заключить, что данное Федеральное агентство вправе принимать нормативные правовые акты в области государственного пожарного надзора в лесах.

Права должностных лиц органов, осуществляющих госу­дар­ственный по­жар­ный над­зор в лесах

Положение об осуществлении пожарного надзора в лесах унифицировало права должностных лиц органов государственной власти, осуществляющих данный надзор. В частности, в соответствии с п. 8 Положения об осуществлении пожарного надзора в лесах должностные лица вправе:

  • осуществлять государственный пожарный надзор в лесах за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;
  • вносить в исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности в лесах;
  • проводить обследования и проверки лесных участков и расположенных на них объектов в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах и пресечения их нарушений;
  • давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности в лесах;
  • вызывать должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам об административных правонарушениях и материалам о пожарах в лесах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них;
  • налагать на граждан и юридических лиц административные взыскания за нарушение требований пожарной безопасности в лесах, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности в лесах, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах.

Из приведенного перечня видно, что должностные лица указанных выше Федеральных служб наделены полномочиями по осуществлению контроля за осуществлением органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления полномочий по осуществлению охраны лесов (в том числе мер пожарной безопасности).

Обязанности должностных лиц органов, осу­щест­вляю­щих го­су­дар­ствен­ный по­жар­ный над­зор в лесах

Положение об осуществлении пожарного надзора в лесах унифицировало обязанности должностных лиц органов государственной власти, осуществляющих данный надзор. В частности, в соответствии с п. 9 Положения об осуществлении пожарного надзора в лесах должностные лица обязаны:

  • своевременно и в полной мере исполнять предоставленные им полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушения требований пожарной безопасности в лесах;
  • проводить мероприятия по государственному пожарному надзору в лесах на основании и в строгом соответствии с распоряжениями соответствующих исполнительных органов государственной власти, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах;
  • не препятствовать представителям юридических лиц и граждан присутствовать при проведении мероприятий по государственному пожарному надзору в лесах, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету их проверок;
  • предоставлять должностным лицам юридического лица или гражданину либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятий по государственному пожарному надзору в лесах, необходимую информацию;
  • доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании;
  • проводить в ходе мероприятий по государственному пожарному надзору в лесах разъяснительную работу, касающуюся применения законодательства о пожарной безопасности.

Постановление N 595 вступило в силу 17.08.2010.

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru