КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор договоров»
Подписаться на обзоры законодательства

Аналитический обзор «Документ недели» // 04.04.2012

← Вернуться к списку обзоров Документов недели

Определение Верховного Суда РФ от 22.02.2012 N 8-Г12-2 "Кадастровая стоимость земельного участка, который не входит ни в одно дачное объединение, не может быть определена на основании методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, даже если этот земельный участок имеет вид разрешенного использования "для дачного строительства"

Суть спора

Правительство Ярославской области приняло Постановление от 09.12.2009 N 1189-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Ярославской области", которым были утверждены результаты государственной кадастровой оценки соответствующих земель, подлежащие применению в целях налогообложения и в иных установленных законодательством целях с 1 января 2010 г. Данное Постановление было официально опубликовано.

Майоров В.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и об отмене указанного Постановления в части утверждения кадастровой стоимости принадлежащих ему дачных участков. Эти требования были мотивированы несогласием с результатами кадастровой оценки принадлежащих ему земельных участков, поскольку принятие названного Постановления повлекло увеличение кадастровой стоимости земли в сто раз, что, соответственно, привело к увеличению земельного налога.

Кроме того, заявитель указал на недопустимость применения к рассматриваемой ситуации Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной Приказом Росземкадастра от 26.08.2002 N П/307 (далее — Методика N П/307), поскольку принадлежащие ему земельные участки, имеющие вид разрешенного использования "для ведения дачного строительства", не входят ни в одно дачное объединение.

Соответственно, при рассмотрении данного дела перед судами возник вопрос: возможно ли применение правил кадастровой оценки в отношении участков, не входящих ни в одно дачное объединение?

Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков, в том числе предназначенных для дачного строительства

Как следует из пп. 7 п. 1 ст. 1 и ст. 65 ЗК РФ, использование земель в Российской Федерации является платным.

Для целей налогообложения (в отношении земельного налога — ст. 389 НК РФ) и определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в публичной собственности, устанавливается их кадастровая стоимость (п. 5 ст. 65 ЗК РФ). Для этого проводится государственная кадастровая оценка земель (п. 2 ст. 66 ЗК РФ). Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В настоящее время правовые основы порядка определения кадастровой стоимости земельных участков установлены Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

До его вступления в силу порядок определения кадастровой стоимости земельного участка регулировался на уровне подзаконных нормативных актов и предусматривался следующими актами:

  • Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель";
  • Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов";
  • Приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее — Административный регламент).

При применении данных нормативно-правовых актов необходимо учитывать, что Указом Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) упразднено, а его функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестру). После вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" изменения в Административный регламент, устанавливающий процедуру определения кадастровой стоимости земельных участков, не вносились. Поэтому в нем не учтены терминологические изменения.

Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 25.03.2008 N 9504/07 по делу N А72-7891/06-4/432, споры об оспаривании нормативно-правового акта органа исполнительной власти субъекта РФ об утверждении государственной кадастровой оценки земель не подведомственны арбитражному суду. Вследствие этого такие споры в настоящее время рассматривают суды общей юрисдикции.

В частности, суды общей юрисдикции подчеркивают: то обстоятельство, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, не свидетельствует о недостоверности результатов кадастровой оценки стоимости участков (Определения Верховного Суда РФ от 02.03.2011 N 73-Г11-1, от 15.09.2010 N 50-Г10-39, от 15.09.2010 N 88-Г10-16, от 02.06.2010 N 41-Г10-16, от 28.04.2010 N 67-Г10-7).

Кадастровая стоимость земельного участка зависит от его категории и вида разрешенного использования, на что также обращали внимание суды (Решения Верховного Суда РФ от 10.07.2009 N ГКПИ09-588, Кемеровского областного суда от 25.06.2009 N 3-64/09, Определение Верховного Суда РФ от 23.09.2009 N 81-Г09-12, Постановление ФАС Уральского округа от 07.10.2010 N Ф09-8339/10-С6 по делу N А60-12230/2010-С4).

Применительно к дачным земельным участкам следует отметить, что их кадастровая стоимость определяется на основании Методики N П/307.

Верховный Суд РФ в п. 3 раздела "Судебная практика по административным делам" Обзора судебной практики за четвертый квартал 2011 года (утв. Президиумом ВС РФ 14.03.2012) разъяснил, что нормативный правовой акт, утверждающий результаты государственной кадастровой оценки земель, должен оспариваться в судах общей юрисдикции (см., также Определение Верховного Суда РФ от 28.04.2010 N 53-Г10-9, ответ на вопрос N 7 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2008 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 28.05.2008).

Толкование процессуальных норм, в соответствии с которым такие нормативные правовые акты необходимо оспаривать в арбитражных судах, как затрагивающие оценочную деятельность (что подпадает под применение ст. 29 АПК РФ), Верховный Суд РФ в названном судебном акте признал неверным.

Решение судов нижестоящих инстанций

Суд первой инстанции (областной суд) отказал в удовлетворении заявленных требований, основываясь на том, что результаты кадастровой оценки земель утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной законодательством.

Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу, что дачный земельный участок, к которому применяется Методика N П/307, не обязательно должен располагаться в каком-либо из дачных некоммерческих товариществ, садоводческих, огороднических или дачных потребительских кооперативов, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих партнерств.

Правовая позиция Верховного Суда РФ

Верховный Суд РФ отменил решение суда первой инстанции, сформулировав следующую правовую позицию.

Кадастровая стоимость земельного участка, который не входит ни в одно дачное объединение, не может быть определена на основании Методики N П/307, несмотря на то что этот земельный участок имеет вид разрешенного использования "для дачного строительства".

Следует отметить, что данная правовая позиция соотносится со сложившейся практикой судов общей юрисдикции, которые исходят из того, что такому виду разрешенного использования, как "для дачного строительства", соответствует дачное объединение (Определения Московского областного суда от 18.08.2011 по делу N 33-18753, от 04.08.2011 по делу N 33-17585).

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru