КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Специальный поиск судебной практики»
Новшество для юристов! Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции

Пресс-центр компании КонсультантПлюсКоми

13 апреля 2021 года, вторник

Изменения в проведении медицинских осмотров работников с 2021 года

С 1 апреля 2021 года не действует приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. № 302н. Ему на смену пришел приказ Минздрава от 28.01.2021 г. № 29н. Им утверждены:

  1. Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных ч. 4 ст. 213 Трудового кодекса РФ (приложение № 1)
  2. Перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (приложение №2).

Также, вступил в действие и совместный приказ Минздрава России и Минтруда России от 31.12.2020 г. № 988н/1420н. Им утвержден Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, наличие которых требует проведения обязательных предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров,  а также им признан утратившим силу приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. № 302н.

Оба приказа действуют с 01 апреля 2021 г. до 01 апреля 2027 года.

Работодателю следует знать, что приказ Минздрава от 28.01.2021 г. № 29н распространяется только на работников, указанных в ч. 4 ст. 213 Трудового кодекса РФ — а это работники с вредными или опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, на охранников с оружием, на работников, имеющих контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации (в том числе в сельском хозяйстве, на пищеблоках и т.п).

  1. Скорректировали список документов для организации и проведения предварительных медосмотров. Обратить внимание работодатели нужно на три основных изменениях:

- В направлении теперь нужно указывать номера полиса ОМС и ДМС (если есть)

- Полис работнику нужно предъявить во врачебную комиссию

- Сведения о проведенной диспансеризации медицинская организация теперь должна запросить сама в порядке электронного обмена, если это потребуется, до явки работника на медосмотр.

Сам порядок проведения периодических медосмотров не изменился. Предварительный медосмотр проводят для лиц, поступающих на работу. Проводить медицинский осмотр следует до заключения трудового договора. Если соискатель не подходит для работы по медицинским показателям, то трудовой договор с ним не заключается. Чтобы составить мотивированный отказ, следует использовать медицинское заключение, один экземпляр которого получает работодатель. При прохождении предварительного медицинского осмотра работник должен предоставить врачебной комиссии (п. 11 Минздрава № 29н): Паспорт; СНИЛС; Направление на медосмотр от работодателя, составленное и учетом новых требований; Решение врачебной комиссии по психиатрическому освидетельствованию (если такое освидетельствование предусмотрено для должности, на которую принимается работник); полис ОМС, а также полис ДМС (при наличии). Это новое требование (п. 9 Приказа Минздрава № 29н).


  1. Для периодических медосмотров разрешили использовать мобильные врачебные бригады

Периодический медицинский осмотр разрешили проводить, в том числе, и с использование мобильных бригад врачей-специалистов, но до этого необходимо пройти диагностические исследования в медицинской организации. (п. 4 приказа № 29н от 28.01.2021 г.).


  1. Список контингентов заменен Списком работников.

Список контингентов заменили списком работников, подлежащих предварительному и периодическому медосмотру. Требования к документу, заменившему список контингентов, перечислены в п. 21 прил.1 к приказу № 29н от 28.01.2021 г.

По старым правилам: в порядке № 302н требовалось указать наименование вредного производственного фактора согласно Перечню факторов, а также вредных производственных факторов, установленных в результате аттестации рабочих мест по условиям труда, в результате лабораторных исследований и испытаний, полученных в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также используя эксплуатационную, технологическую и иную документацию на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности».

По новым правилам: достаточно будет указать должность и наименование вредных факторов, установленных в ходе СОУТ.


  1. Направление списка работников в Роспотребнадзор

 Теперь не все работодатели должны отправлять список работников в Роспотребнадзор – а только отдельные отрасли: общепит, торговля, водопроводные, медицинские организации, детские учреждения, и организации, указанные в приказе Минздрава и Минтруда России № 998н/1420н от 31.12.2020 г. (п. 22 приказа № 29н от 28.01.2021 г.).

По старым правилам: в порядке № 302н указано, что включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам специальной оценки условий труда, проведенной в установленном порядке. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности».

По новым правилам: в п. 22 приказа № 29н требования иные: Список работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных  сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей, которые проходят медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, разработанный и утвержденный работодателем, не позднее 10 рабочих дней направляется  в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, по фактическому месту нахождения работодателя.

Обратите внимание! Поименный список остался. Напоминаем, он нужен только для периодического осмотра. В поименном списке должны быть указаны ФИО, должность, стаж работы по этой должности, наименование структурного подразделения, наименование вредных или опасных производственных факторов. Документ должен утвердить руководитель, и не позднее чем за 2 месяца представить в медицинскую организацию. Направление на медосмотр также выдавать обязательно, и вести их учет.  Направление выдается лицу, поступающему под роспись. Новшество: направление может быть сформировано в электронном виде с использованием электронных подписей работодателя и лица, поступающего на работу. Когда медицинская организация получит поименный список, в течение 10 рабочих дней она составит календарный план. Этот план согласовывается с работодателем, но утверждается медицинской организацией. Затем у работодателя есть 10 рабочих дней, чтобы письменно ознакомить работников с этим планом.

 

  1. Медосмотры нужно проводить на основании результатов СОУТ

 По старым правилам: медицинские осмотры по химическому, биологическому, физическому факторам могли быть установлены не только в ходе СОУТ, но и в результате лабораторных исследований и испытаний, полученных в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также источником информации были эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.

По новым правилам: по факторам — химическому биологическому, физическому, трудового процесса медосмотр проводят вне зависимости от класса условий труда, на основании данных специальной оценки условий труда. Теперь в п. 10 приказа № 29н указано, что в списке работников указывают должность и фактор, установленный в ходе СОУТ, или вид работ.


  1. Офисным работникам опять придется проходить медосмотры, но не всем.

Для работников, которые используют ПЭВМ, медосмотр потребуется. В новом перечне факторов (раздел IV прил. к Приказу 988н/1420н от 31.12.2020 г.) есть п. 4.2.5 «электромагнитное поле широкополосного спектра частот (5 Гц — 2 кГц, 2 кГц — 400 кГц)». В отмененном приказе 302н было указано в п. 3.2.2.4 электромагнитное поле широкополосного спектра частот (5 Гц — 2 кГц, 2 кГц — 400 кГц) (при превышении предельно допустимого уровня). В новом приказе эту оговорку убрали. Это означает, что проводить медицинский осмотр следует и для офисных работников, если на работника воздействует фактор в данном спектре частот.

Информацию об этих показателях вы можете получить из результатов производственного контроля условий труда на рабочих местах. Из отчета СОУТ вы об этом не узнаете — измерения ЭМП на персональных компьютерах при проведении СОУТ не проводят (прим. 5 к п. 1.5 прил. 2 утв. Приказом Минтруда от 24.01.2014 г. № 33н).


  1. Медицинские осмотры проводятся всем сотрудникам медицинских организаций

Медицинские осмотры проходит весь персонал медицинской организации, включая бухгалтеров, дворников или юристов, если они официально в ней трудоустроены. Это произошло потому, что пункт приказа 302н «17. Работы медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений, а также родильных домов (отделений), детских больниц (отделений), детских поликлиник, отделений патологии новорожденных, недоношенных» заменили на пункт: «27. Работы в медицинских организациях».

Обратите внимание! Те же самые изменения коснулись и организаций коммунального и бытового обслуживания населения. Ремонт часов, швейные ателье, ремонт обуви, изготовление ключей, фотоуслуги, все что регулируется законом о защите прав потребителей.


  1. Медицинские осмотры для работников торговли и общепита

В новом порядке проведения медицинских осмотров указано, что для организаций общественного питания, торговли, а также в буфетах, на пищеблоках, в том числе на транспорте, медосмотр проводится только в отношении работников, контактирующих с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации. Это значит, что теперь проводить медосмотры для всех сотрудников поголовно не следует. Медицинские осмотры проходят только те, кто готовит, складирует, довозит, продает пищевые продукты, непосредственно касаясь их, а также те, кто посещает цеха по изготовлению продукции (к примеру, комиссии по контролю и т.д.), имея контакт с пищевыми продуктами (п. 29 приказа № 29н).

Исполнитель: Круглова Татьяна Станиславовна

12.04.2021 г.

  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru