КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор учетной политики»
Получите полный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня.

Выпуск от 04.04.2016. В разделе представлены обзоры наиболее актуальных законопроектов, проектов подзаконных нормативных актов за последние три месяца. Поступление обзоров – еженедельное. Для данных документов вы можете заказать полные тексты. Смотрите также архив всех выпусков обзоров.

Проект Федерального закона N 983383-6

Принят в первом чтении 23 марта 2016 года.

Ответственность работодателя за задержку зарплаты предлагают ужесточить. Изменения затронут выплату компенсации по ТК РФ. Если зарплату задерживают до 180 дней включительно, компенсация за день не может быть ниже 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ. За каждый следующий день задержки плата будет в два раза выше - не менее 1/150 ключевой ставки. Сейчас минимальный размер компенсации не зависит от периода задержки зарплаты и составляет 1/300 ставки рефинансирования. С 2016 года она равна ключевой ставке. Значит, если проект примут, размер компенсации изменится только при длительной задержке (более 180 дней). Планируется ужесточить и административную ответственность должностных лиц. Так, их можно будет штрафовать на сумму от 10 тыс. до 20 тыс. руб. Сейчас по общей норме им грозит штраф от 1 тыс. до 5 тыс. руб.

 

Проект Федерального закона N 983383-6

Принят в первом чтении 23 марта 2016 года.

Зарплату нужно будет перечислять не позднее 10 дней после окончания месяца. Конкретную дату выплаты зарплаты определяют правила внутреннего распорядка, коллективный или трудовой договор. Согласно проекту эта дата не может наступать позднее 10 календарных дней после окончания периода, за который начислена зарплата. Сейчас такого ограничения нет.

 

Проект Федерального закона N 983383-6

Принят в первом чтении 23 марта 2016 года.

Срок обращения в суд с требованием взыскать невыплаченную зарплату будет увеличен в 4 раза. Для обращения в суд согласно проекту у работника есть год со дня, когда он должен был получить зарплату или иные выплаты. Сейчас в этом случае применяется общий срок - три месяца. Он исчисляется со дня, когда работник узнал или должен был узнать, что его право нарушено.

 

Проект Федерального закона N 993553-6

Принят в первом чтении 22 марта 2016 года.

За отказ представить информацию по запросу адвоката должностное лицо оштрафуют. Предполагается, что штраф от 1 тыс. до 3 тыс. руб. заплатят те должностные лица, которые неправомерно отказались представить информацию, подали ее несвоевременно или указали заведомо ложные сведения. Сейчас ответственность за это не предусмотрена.

 

Проект Федерального закона N 1031440-6

"О внесении изменения в статью 1 Федерального закона

"О минимальном размере оплаты труда"

Размер МРОТ предлагается увеличить до 7500 рублей. Согласно законопроекту соответствующий размер МРОТ может быть установлен с 1 июля 2016 года. В настоящее время размер МРОТ составляет 6204 рубля (Федеральный закон от 14.12.2015 N 376-ФЗ). Увеличение более чем на 20 процентов проводится в целях поэтапного доведения МРОТ до величины прожиточного минимума (напомним, что постановлением Правительства РФ от 10.03.2016 N 178 прожиточный минимум на душу населения по России за IV квартал 2015 года определен в сумме 9452 рубля (ранее - 9673 рубля)).

 

Проект Федерального закона

"О внесении изменений в федеральные законы "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в части обеспечения права участников хозяйственных обществ на информацию)"

Минюстом России предлагается ограничить перечень информации, предоставляемой по требованию участников АО и ООО. Проектом закона:

- определяется, в частности, краткий перечень документов (устав, документы бухгалтерской отчетности, свидетельства о регистрации, лицензии и т.п.), которые будут доступны для ознакомления по требованию любого участника (акционера) во всякое время;

- устанавливается, что доступ к документам, не входящим в вышеуказанный перечень, будет предоставляться только при условии, что участник (акционер) обоснует наличие разумной деловой цели получения информации (например, указав, что информация необходима для целей защиты его прав и законных интересов), при этом в АО запросить указанные документы вправе будет только акционер, обладающий более 2 процентами акций (в ООО - любой участник);

- предусматривается перечень оснований, при наличии которых общество вправе отказать в предоставлении информации (при этом вводится порог (более 25 процентов акций), при превышении которого участнику (акционеру) не может быть отказано в предоставлении информации по соответствующим основаниям);

- в ООО и непубличных акционерных обществах предусматривается возможность диспозитивного регулирования вопросов предоставления информации.

 

Проект Федерального закона N 1027969-6

Внесен в Госдуму 25 марта 2016 года

Если исполнительный лист потерял пристав, он сам будет получать дубликат. О потере исполнительного документа нужно немедленно сообщить взыскателю. Предполагается, что последний сможет обратиться за дубликатом самостоятельно или потребовать, чтобы это сделал пристав. Если взыскатель бездействует, восстановить исполнительный лист обязаны приставы. Авторы проекта отмечают, что сейчас, даже если виноват в потере исполнительный орган, получать дубликат приходится взыскателю. Принятие поправок поможет ему избежать материальных затрат (например, на поездку за дубликатом) и сэкономить время.

 

Проект Федерального закона N 984251-6

Принят в первом чтении 22 марта 2016 года

Штрафы за использование несертифицированных средств связи многократно увеличатся. Максимальную сумму штрафа для юрлиц планируется поднять до 300 тыс. руб. Сейчас штраф не превышает 40 тыс. руб.  Кроме того, появится ответственность за использование в сетях средств связи без декларации соответствия. Например, штраф для компаний может составить до 150 тыс. руб. Если оборудование не нужно сертифицировать, изготовитель может принять декларацию соответствия обязательным требованиям. Сейчас, если такое оборудование используется в сетях связи без декларации, к ответственности привлечь нельзя. Это подтверждают выводы из судебной практики.

 

Проект Федерального закона N 895685-6

Одобрен Советом Федерации 23 марта 2016 года

Если граждане умерли в один день, второго умершего смогут признать наследником первого. Временем открытия наследства планируется считать момент смерти, а не день смерти, как сейчас. В связи с этим наследником первого умершего может стать тот, кто умер в тот же день, но позже. Если момент смерти установить нельзя, граждане не будут считаться наследниками по отношению друг к другу.

 

Проект Федерального закона

"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 157 Уголовного кодекса Российской Федерации"

Минюст России предлагает либерализовать ответственность за неуплату алиментов/ В КоАП РФ может быть включена новая статья, предусматривающая ответственность за неуплату родителем без уважительных причин по решению суда или нотариально удостоверенному соглашению средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших 18 лет, а также за неуплату совершеннолетними трудоспособными детьми без уважительных причин по решению суда или нотариально удостоверенному соглашению средств на содержание нетрудоспособных родителей (в течение 2 месяцев после истечения срока, установленного для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе). Указанное правонарушение повлечет административный арест от 10 до 15 суток либо наложение штрафа в размере 20 тысяч рублей на лиц, в отношении которых не может применяться административный арест.n Если эти действия будут совершены неоднократно, они повлекут уголовную ответственность. Полномочия по составлению протоколов о совершении данных административных правонарушений предлагается возложить на должностных лиц ФССП России, а рассмотрение соответствующих дел об административных правонарушениях - на суд.

 

Проект Федерального закона N 1027679-6

Внесен в Госдуму 25 марта 2016 года

Граждане получат право на компенсацию за неисполнение РФ социальных обязательств/ Проект касается, например, случаев, когда государство не предоставляет квартиры военнослужащим или специальный транспорт инвалидам. Сейчас, если подобные обязательства, предписанные судебным актом, не выполняются, гражданин не может получить компенсацию за неисполнение такого акта в разумный срок. Законом установлена компенсация за неисполнение в срок судебных актов, которые предусматривают взыскание средств из бюджетной системы РФ. Однако граждане имеют право требовать не средства из бюджета, а исполнение в натуре (квартиру, транспорт, ремонт). Финансирование получает, например, городская администрация, которая на эти средства предоставляет гражданам благоустроенное жилье. Подобную позицию высказывали ВС РФ и ВАС РФ. На то, что нельзя получить компенсацию за неисполнение социальных обязательств в натуре, неоднократно указывал ЕСПЧ. Рассмотренный проект призван решить эту проблему.

 

Проект Федерального закона N 1029587-6

"О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации"

В целях стимулирования проведения независимой оценки квалификации работников на соответствие профстандартам предлагается затраты на ее проведение учитывать при налогообложении. Изменения в Налоговый кодекс РФ подготовлены в связи с законопроектом, предусматривающим введение в России института независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам. Прохождение независимой оценки будет являться добровольным и осуществляться за счет средств физлица или за счет средств работодателя (если инициатором ее проведения будет работодатель). Данным законопроектом предлагается затраты на оценку квалификации при исчислении налога на прибыль (единого налога при применении ЕСХН и УСН) относить к расходам, уменьшающим налоговую базу. Для граждан планируются предоставлять социальные налоговые вычеты по НДФЛ в сумме фактических произведенных ими расходов на проведение такой оценки.

 

Проект Федерального закона N 887446-6

Принят в третьем чтении 22 марта 2016 года

Взыскать с граждан "бесспорные" налоги вновь можно будет на основании судебного приказа. Выносить судебный приказ по требованиям взыскать обязательные платежи и санкции согласно проекту будет мировой судья. Сейчас в КАС РФ есть единый порядок взыскания этих сумм. Он применяется независимо от наличия спора о праве. Ранее налоговые органы получали судебный приказ в суде общей юрисдикции.

 

Проект Федерального закона N 968427-6

Принят во втором чтении 22 марта 2016 года

Прошел второе чтение проект о том, учитывать ли поставщику в базе по НДС сумму страховки. Планируется установить, что большинство поставщиков не должны включать в базу по НДС сумму страховки за неоплату товаров. Внести изменения предписал КС РФ. До этого суды и ФНС не поддерживали поставщиков.

 

Проект Федерального закона

"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Разработан проект поправок, направленных на совершенствование специальных режимов налогообложения - УСН, ПСН и ЕНВД. УСН: показатель доходности, предоставляющий право применения УСН, предлагается увеличить с 60 до 120 млн. рублей. Ограничение по остаточной стоимости основных средств субъектами РФ может увеличиваться со 100 до 150 млн. рублей. При этом данное ограничение будет действовать также в отношении ИП. Кроме того, в частности, пониженные ставки налога, устанавливаемые субъектами РФ, будут дифференцироваться не только в зависимости от видов предпринимательской деятельности и категорий налогоплательщиков, но и в зависимости от размера доходов и средней численности работников.

ЕНВД: планируется с 1 января 2018 года предоставить право применения данной системы налогообложения только организациям и только в отношении бытовых услуг населению. Коэффициент-дефлятор К1 может устанавливаться на один календарный год или на несколько календарных лет, а коэффициент, корректирующий базовую доходность, К2 будет учитывать не только место осуществления деятельности, но также сезонность и режим работы. Также, в частности, налогоплательщикам, применяющим ЕНВД и ПСН, предоставляется право уменьшить сумму налога (не более чем на 50 процентов) на расходы по приобретению ККТ нового образца при соблюдении установленных условий.

 

Проект Федерального закона N 1025686-6

Внесен в Госдуму 23 марта 2016 года

Дату отмены ЕНВД предлагают сдвинуть на 3 года. Сейчас установлено, что спецрежим не применяется с 1 января 2018 года. По мнению разработчиков проекта, столь скорая отмена ЕНВД может привести к сокращению количества малых предприятий и ИП. В связи с этим действие спецрежима хотят сохранить до 31 декабря 2020 года включительно.

 

Проект Федерального закона N 1029618-6

"О независимой оценке квалификации"

Правительством РФ предложена система независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам. Сообщается, что в настоящее время регулирование вопросов сертификации квалификации работников осуществляется в соответствии законом о техническом регулировании в рамках создания систем добровольной сертификации по отдельным профессиям и в отдельных сферах деятельности на основании отраслевого законодательства. При этом профессиональные стандарты исключены из сферы действия данного закона. Согласно проекту, для организации работ по оценке квалификации на соответствие профессиональным стандартам в определенном виде профессиональной деятельности будут создаваться советы по профессиональным квалификациям на общероссийском уровне на базе отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей или ассоциации, представляющие профессиональные сообщества. При этом координатором системы независимой оценки квалификации будет Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. Указанные советы будут наделяться решением Национального совета полномочием по отбору юридических лиц для проведения оценки квалификации. Центры оценки квалификации будут проводить оценку квалификации в форме профессионального экзамена и оформлять ее результаты. Предполагается, что обеспечение практической деятельности Национального совета, советов, центров оценки квалификации будет осуществлять Национальное агентство развития квалификаций - автономная некоммерческая организация, в состав которой в качестве соучредителей входят общероссийские объединения работодателей, заинтересованные общероссийские объединения профсоюзов и Российская Федерация. Оценка квалификации будет добровольной для граждан, включая работников и работодателей, и не повлечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований, в том числе при приеме на работу. Оценка квалификации по инициативе соискателя должна будет проводиться за счет средств соискателя либо иных физических или юридических лиц. По итогам профессионального экзамена соискателям будет выдаваться свидетельство о квалификации либо, в случае неудовлетворительного прохождения экзамена, заключение о результатах профессионального экзамена с рекомендациями соискателю.

 

Проект Федерального закона N 1029893-6

"О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации"

При прохождении работником независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам предлагается сохранение за ним места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы, а также оплату командировочных расходов. В связи с предполагаемым введением института независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам законопроектом вносятся изменения в нормы Трудового кодекса РФ, регулирующие вопросы гарантий и компенсаций работникам, а также права и обязанности работодателей и работников по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников. Предусматривается, что соответствующий Федеральный закон вступит в силу со дня вступления в силу Федерального закона "О независимой оценке квалификации".

 

  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru