КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор договоров»
Получите полный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня.

Обзор "Бухгалтерия, кадры. Обзор!" // 12.10.2015

Выпуск от 12.10.2015. Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и содержит аннотации к наиболее интересным документам по финансовой и кадровой тематике. Поступление обзоров – еженедельное. Для данных документов вы можете заказать полные тексты. Смотрите также архив всех выпусков обзоров.

Федеральный закон от 05.10.2015 N 275-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.10.2015, "Российская газета", N 225, 07.10.2015.

Начало действия документа: Вступает в силу 05.01.2016.

Подписан Федеральный закон, направленный на совершенствование антимонопольного регулирования и развитие конкуренции.

Изменениями, внесенными, в частности, в Федеральные законы "О защите конкуренции", "О естественных монополиях", в Кодекс РФ об административных правонарушениях:

  • предусматривается нераспространение положений Федерального закона "О защите конкуренции" на отношения, урегулированные едиными правилами конкуренции на трансграничных рынках, контроль соблюдения которых относится к компетенции Евразийской экономической комиссии в соответствии с международным договором;
  • исключается возможность признания доминирующим хозяйствующего субъекта, если его доля на рынке определенного товара не превышает 35 процентов, за исключением случаев коллективного доминирования, а также случаев, предусмотренных законодательством;
  • допускается возможность "вертикальных" соглашений, в случае если ни продавец, ни покупатель не превышает долю в размере 20 процентов на рынке товара, являющегося предметом "вертикального" соглашения;
  • запрещается создание государственных и муниципальных унитарных предприятий без предварительного согласования с антимонопольным органом в определенных случаях.

Кроме того, Федеральным законом:

  1. вводится запрет на недобросовестную конкуренцию:
    • путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации, в том числе в отношении: качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей; количества товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар; условий, на которых предлагается к продаже товар другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, в частности цены товара;
    • путем введения в заблуждение, в том числе в отношении: качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей; количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар; места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя; условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара;
    • путем некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в том числе: посредством использования слов "лучший", "первый", "номер один", "самый", "только", "единственный", иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными; сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в котором отсутствует указание конкретных сравниваемых характеристик или параметров либо результаты сравнения не могут быть объективно проверены; сравнение, основанное исключительно на незначительных или несопоставимых фактах и содержащее негативную оценку деятельности хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товара.
  2. устанавливается запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную:
    • с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг;
    • с использованием результатов интеллектуальной деятельности;
    • с созданием смешения;
    • с незаконным получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
    • а также запрет на иные формы недобросовестной конкуренции.
  3. вносятся изменения, касающиеся, в числе прочего, порядка привлечения при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства экспертов, переводчиков, а также иных лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых обстоятельствах, порядка отвода членов комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, представления доказательств по делу о нарушении антимонопольного законодательства, порядка доступа лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, к материалам дела, содержащим коммерческую тайну;
  4. предусматривается, что нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством РФ торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам проведения таких торгов и продажи или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, будет являться административным правонарушением.

Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Постановление Правительства РФ от 01.10.2015 N 1049

"Об утверждении перечня малочисленных народов Севера и перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости"

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 05.10.2015.

Начало действия документа: Вступил в силу 13.10.2015.

Правительством РФ определен перечень малочисленных народов Севера, представители которых имеют право на социальную пенсию.

В соответствии с законом о государственном пенсионном обеспечении граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающие в районах проживания таких народов, имеют право на социальную пенсию.

Постановлением Правительства РФ утвержден перечень из 39 таких народов, в который вошли: Алеуты, Алюторцы, Долганы, Ительмены, Камчадалы, Кереки, Кеты, Коряки, Кумандинцы, Манси, Нанайцы, Нганасаны, Негидальцы, Ненцы, Нивхи, Ороки (ульта), Орочи, Саамы, Селькупы, Сойоты, Тазы, Теленгиты, Телеуты, Тофалары (тофа), Тубалары, Тувинцы-тоджинцы, Удэгейцы, Ульчи, Ханты, Челканцы, Чуванцы, Чукчи, Чулымцы, Шорцы, Эвенки, Эвены (ламуты), Энцы, Эскимосы, Юкагиры.

Кроме того, определены районы проживания этих народов в Республике Алтай, Республике Коми, Бурятии, Якутии, Тыве, и Хакасии, а также в Алтайском, Забайкальском, Камчатском, Красноярском, Приморском, Хабаровском краях, Амурской, Иркутской, Кемеровской, Мурманской, Магаданской, Сахалинской, Свердловской, Томской, Тюменской областях и Ненецком, Ханты-Мансийском, Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах.

Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 613н

"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28.09.2015.

Начало действия документа: Вступил в силу 09.10.2015.

Утвержден профессиональный стандарт для педагогов дополнительного образования детей и взрослых.

Согласно стандарту в функции данных специалистов входит:

  • организация деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций;
  • создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации;
  • обеспечение достижения учащимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ.

Требования к образованию по данной профессии:

  • среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемой учебной дисциплине;
  • дополнительное профессиональное образование — профессиональная переподготовка, направленность которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине;
  • при отсутствии педагогического образования — дополнительное профессиональное педагогическое образование.

Стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 608н

"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования"

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28.09.2015.

Начало действия документа: Вступил в силу 09.10.2015.

Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 N 38993.

Утвержден профессиональный стандарт для педагогов профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.

Согласно стандарту в функции данных специалистов входит:

  • организация деятельности обучающихся по освоению знаний, формированию и развитию умений и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность, обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов образования;
  • создание педагогических условий для профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворения потребностей в углублении и расширении образования;
  • методическое обеспечение реализации образовательных программ.

Требования к образованию по данной профессии:

  • среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному предмету;
  • дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю);
  • при отсутствии педагогического образования — дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования или профессионального обучения.

Стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Постановление Конституционного Суда РФ от 06.10.2015 N 24-П

"По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Закона РФ "О занятости населения в РФ" в связи с жалобой гражданина М. В. Чайковского"

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 08.10.2015.

Трудоспособным гражданам не может быть отказано в признании их безработными только на том основании, что ими не представлена справка о среднем заработке. за последние три месяца по последнему месту работы

Конституционный Суд РФ признал взаимосвязанные положения пунктов 1 и 2 статьи 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" не противоречащими Конституции РФ, поскольку они не предполагают возможность отказа органов службы занятости в признании безработными граждан, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность либо стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, только на том основании, что ими не представлена справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Конституционный Суд РФ, в частности, указал, что сформулированный в пункте 3 статьи 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" исчерпывающим образом перечень категорий граждан, которые не могут быть признаны безработными, не включает граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, но не представивших органам службы занятости документ, содержащий сведения о размере среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, взаимосвязанные положения пунктов 1 и 2 той же статьи не предполагают возможность отказа органов службы занятости в признании безработными трудоспособных граждан, относящихся к категориям лиц, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность или стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней, только на том основании, что ими не представлена справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Письмо ФНС России от 22.09.2015 N СА-4-7/16633

Источник публикации: "Официальные документы" (приложение к "Учет. Налоги. Право"), 2015, N 37.

Налогоплательщик может быть привлечен к ответственности за неуплату ранее излишне возмещенных ему сумм НДС, если неуплата привела к возникновению задолженности по налогу. Данный вывод основан в том числе на позиции Пленума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 30.07.2013 N 57, согласно которой действия налогоплательщика образуют состав предусмотренного статьей 122 НК РФ правонарушения лишь в том случае, если такие действия (бездействие) привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, то есть к возникновению задолженности по этому налогу. Задолженность по налогу не возникает при одновременном соблюдении следующих условий:

  • на дату окончания срока уплаты налога за тот налоговый период, за который начисляется недоимка, у налогоплательщика имелась переплата того же налога, в размере не менее заниженной суммы налога;
  • на момент вынесения инспекцией решения по результатам налоговой проверки переплата не была зачтена в счет иных задолженностей налогоплательщика.

Если при указанных условиях размер переплаты был менее суммы заниженного налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в соответствующей части.

Письмо Минтруда России от 26.08.2015 N 14-2/В-644

"О просрочке оплаты отпускных"

Источник публикации: "Официальные документы" (приложение к "Учет. Налоги. Право"), 2015, N 37.

Норма закона об уплате отпускных не позднее чем за три дня до его начала является императивной и исключений не имеет. Соответствующее правило установлено статьей 136 Трудового кодекса РФ. За нарушение данного положения работодатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 5.27 КоАП РФ. Согласно позиции Минтруда России это касается также случая, когда заявление о предоставлении отпуска в связи с семейными обстоятельствами подается за день до его начала. Следует также напомнить, что в рассматриваемом случае наступает предусмотренная трудовым законодательством материальная ответственность работодателя: при нарушении установленного срока оплаты отпуска работодатель обязан уплатить денежную компенсацию в соответствии со ст. 236 ТК РФ.

Информационное сообщение Банка России от 01.10.2015

"Об изменениях законодательства, касающихся банкротства граждан"

Источник публикации: Документ опубликован не был

Банком России подготовлена информация, касающаяся оснований, процедур и последствий банкротства граждан. С 1 октября 2015 года вступили в силу изменения в законодательство по вопросам банкротства граждан, урегулировавшие отношения граждан-должников с кредиторами.

Сообщается, в частности, следующее:

  • граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании себя банкротом. В определенных случаях подача такого заявления является для должников обязательной. Правом на обращение в суд обладают также конкурсный кредитор, уполномоченный орган;
  • дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по месту жительства гражданина;
  • при рассмотрении дела о банкротстве применяются такие процедуры, как реструктуризация долгов, реализация имущества гражданина, мировое соглашение (указано, в частности, что невозможность реструктуризации долга влечет реализацию имущества должника. Процедура реализации имущества устанавливается на срок не более чем на шесть месяцев);
  • участие финансового управляющего в деле о банкротстве гражданина является обязательным и оплачивается за счет его средств или средств конкурсного кредитора;
  • с момента признания судом заявления о банкротстве гражданина обоснованным прекращается начисление финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, за исключением текущих платежей;
  • в течение пяти лет с даты завершения реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве гражданин не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам (договорам займа) без указания на факт своего банкротства.
Письмо Минэкономразвития России от 10.09.2015 N ДО5и-1163

"О принадлежности хозяйственного субъекта к категории субъектов малого и среднего предпринимательства"

Источник публикации: Документ опубликован не был

Минэкономразвития России разъяснены вопросы, касающиеся изменения статуса субъекта малого предпринимательства. Условия отнесения к субъектам малого предпринимательства установлены в статье 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и включают требования к структуре уставного капитала, средней численности работников и величине выручки. Согласно поправкам в закон статус субъекта предпринимательства изменяется, если предельные значения численности работников и выручки выше или ниже установленных значений в течение трех календарных лет, следующих один за другим (ранее — в течение 2 календарных дней). Кроме того, с 25 июля 2015 года увеличен лимит выручки, в частности, для малых предприятий с 400 до 800 млн. рублей (постановление Правительства РФ от 13.07.2015 N 702).

В этой связи разъясняется следующее:

  • при соблюдении иных установленных условий в 2015 году организация является субъектом малого предпринимательства при условии, что в 2014 году ее выручка не превышала 800 млн. рублей;
  • если численность и объем выручки за 2014 год не соответствовали установленным значениям, то необходимо обратить внимание на соответствие данным критериям в 2012 и 2013 годах. В случае соблюдения установленных условий в указанных годах и несоблюдении их в 2014 году организация с учетом "правила трех лет" может быть отнесена к категории субъекта малого предпринимательства в 2015 году.
Письмо Роструда от 19.08.2015 N 1922-6-1

"О штампе в трудовой книжке"

Источник публикации: "Официальные документы" (приложение к "Учет. Налоги. Право"), 2015, N 37

Использование штампа при внесении в трудовую книжку сведений о наименовании работодателя не противоречит действующему законодательству.

Требования к заполнению трудовых книжек установлены Трудовым кодексом РФ, Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225, а также Инструкцией, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69.

Сообщается, что указанные нормативные акты не устанавливают прямого запрета на использование штампов при ведении трудовой книжки.

По мнению Роструда штамп приравнивается к записи в трудовой книжке. Необходимо, чтобы на нем были указаны полное и при наличии сокращенное наименование организации.

наверх

Подписка на рассылку обзоров

code:xbkreview,subj:Подписка на обзор,email,hid:Подписка на обзор Бухгалтерия Кадры,submit:Подписаться

Для подписки на получение обзоров "Бухгалтерия, кадры. Обзор!" по электронной почте введите Ваш email и нажмите Подписаться. Мы не присылаем спам и не передаём ваши данные третьим лицам.

  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru