КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор договоров»
Подписаться на обзоры законодательства

Обзор "Законопроекты. Будь готов!" // 03.06.2013

Выпуск от 03.06.2013. В разделе представлены обзоры наиболее актуальных законопроектов, принятых Государственной Думой в первом чтении за последние три месяца. Поступление обзоров – еженедельное. Для данных документов вы можете заказать полные тексты. Смотрите также архив всех выпусков обзоров.

Проект Федерального закона N 117991-6

"О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (ред., направленная в СФ ФС РФ)

В Совет Федерации направлен Закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон о внесении изменений), согласно которому допускается включение в государственный (муниципальный) контракт (далее — контракт) условия о возможности одностороннего отказа от его исполнения. На стадии рассмотрения Госдумой данный Закон проходил как проект Федерального закона N 117991-6. В случае одобрения Советом Федерации и подписания Президентом РФ он вступит в силу со дня официального опубликования.

Напомним, что ч. 8 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 94-ФЗ) установлено следующее: расторгнуть контракт можно либо по соглашению сторон, либо по решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. При этом Закон N 94-ФЗ не регулирует право на односторонний отказ от исполнения контракта.

На практике стороны нередко включают в контракт условие о том, что заказчик вправе отказаться от его исполнения в одностороннем порядке. В некоторых случаях такой отказ предусмотрен законом (в частности, п. 2 ст. 715 ГК РФ). Перед судами возникает вопрос, можно ли в указанных ситуациях руководствоваться нормами Гражданского кодекса РФ об одностороннем отказе от исполнения договора.

По данному вопросу в судебной практике сложилось две позиции. Президиум ВАС РФ в Постановлении от 25.10.2011 N 9382/11 указал на правомерность одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Президиум ВАС РФ отметил, что Закон N 94-ФЗ регулирует только отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 1 ст. 1 данного Закона), а не с исполнением и расторжением контрактов. Ввиду этого суд признал приоритетными в регулировании отношений, связанных с расторжением контрактов, нормы Гражданского кодекса РФ, которыми предусматривается возможность расторжения договора вследствие одностороннего отказа от его исполнения. Таким образом, расторжение контракта в связи с односторонним отказом от исполнения осуществляется на основании Гражданского кодекса РФ (п. 3 ст. 450), а не Закона N 94-ФЗ. Указанной позиции придерживаются и нижестоящие суды (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.04.2013 по делу N А19-16409/2012, ФАС Московского округа от 06.03.2012 по делу N А40-62627/11-62-554, ФАС Северо-Западного округа от 06.04.2012 по делу N А56-6288/2011).

Согласно другому подходу нормы Закона N 94-ФЗ являются специальными по отношению к положениям Гражданского кодекса РФ. Соответственно, последние должны применяться к спорным правоотношениям только в части, не противоречащей специальным нормам Закона N 94-ФЗ. В связи с этим односторонний отказ от исполнения контракта недопустим, следовательно, расторгнуть контракт по такому основанию нельзя (см., например, Постановления ФАС Уральского округа от 17.04.2012 N Ф09-2283/12 по делу N А50-11532/2011, ФАС Северо-Кавказского округа от 15.06.2011 по делу N А32-25877/2010).

Обращаем внимание, что возможность одностороннего отказа от исполнения контракта предусмотрена ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ). Однако данный Закон вступит в силу только с 1 января 2014 г. Следует отметить, что порядок одностороннего внесудебного расторжения контракта, указанный в Законе о внесении изменений, во многом совпадает с аналогичным порядком, установленным Законом N 44-ФЗ.

В соответствии с Законом о внесении изменений любая из сторон контракта может принять решение об отказе от его исполнения, только если в контракт включено условие, устанавливающее право заказчика на такой отказ. Наличие данного условия влечет возникновение аналогичного права у поставщика (исполнителя, подрядчика). До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик сможет провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги путем привлечения экспертов или экспертных организаций. Указанные лица должны будут привлекаться в порядке, установленном Законом N 94-ФЗ. Заказчик может отказаться от исполнения контракта по окончании экспертизы, только если по ее результатам будут выявлены нарушения условий контракта, являющиеся основанием для такого отказа.

Кроме того, согласно Закону о внесении изменений заказчик будет обязан принять решение об одностороннем отказе, если в ходе исполнения контракта выяснится, что поставщик (исполнитель, подрядчик) не соответствует установленным документацией о торгах требованиям к участникам размещения заказа.

Предполагается, что решение стороны контракта об отказе от его исполнения вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней со дня уведомления другой стороны о таком отказе. Порядок уведомления также определен в Законе о внесении изменений.

Сторона контракта будет обязана отменить не вступившее в силу решение об отказе от исполнения данного договора в том случае, если в течение 10 дней со дня надлежащего уведомления другой стороны будут устранены нарушения, послужившие основанием для отказа, а при одностороннем отказе заказчика ему также будут компенсированы затраты на проведение экспертизы. Указанное правило не будет применяться в случае повторного нарушения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. При нарушении условий контракта заказчиком решение об одностороннем отказе поставщика (исполнителя, подрядчика) может отменяться неоднократно.

При расторжении контракта в связи с отказом заказчика от его исполнения последний сможет разместить заказ на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являвшихся предметом расторгнутого контракта, путем запроса котировок независимо от цены данного контракта. Если контракт расторгается в связи с односторонним отказом поставщика (исполнителя, подрядчика) от его исполнения, то заказ будет размещаться согласно общим нормам Закона N 94-ФЗ. В любом случае при размещении нового заказа количество поставляемого товара, объем выполняемых работ или оказываемых услуг будет уменьшаться пропорционально количеству поставленного товара (объему выполненных работ, оказанных услуг). Цена контракта должна будет уменьшаться также пропорционально количеству поставленного товара (объему выполненных работ или оказанных услуг).

Необходимо отметить следующее: если заказ размещен до дня вступления Закона о внесении изменений в силу, то в контракт, заключенный по итогам такого размещения, допускается вносить по соглашению сторон условие, устанавливающее право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Проект N 24690-6 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации

21 мая 2013 г. Госдума приняла в первом чтении проект N 246960-6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — Проект). В соответствии с Проектом предлагается закрепить в отдельном законе нормы, регулирующие правила рассмотрения судами общей юрисдикции дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений (ст. 1 Проекта). Это широкая категория дел, например, дела о признании недействующими нормативных правовых актов, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, о прекращении деятельности средств массовой информации и многие другие (подробнее см. Категории административных дел).

В отличие от арбитражного и гражданского судопроизводства для осуществления административного судопроизводства не предполагается создание отдельной группы федеральных судов. Рассматривать административные дела по правилам, содержащимся в Проекте, будут суды общей юрисдикции. В настоящее время большинство категорий дел, которые перечислены в Проекте, суды общей юрисдикции рассматривают в соответствии с нормами, установленными в гл. 23 — 26.2 ГПК РФ.

В Проекте определено, что его нормы не будут применяться при рассмотрении дел, хотя и возникающих из публичных правоотношений, но отнесенных федеральным законом к компетенции иных судов (Конституционного Суда РФ, арбитражных судов, Дисциплинарного судебного присутствия, конституционных (уставных) судов субъектов РФ). Также действие Проекта не будет распространяться на дела, подлежащие рассмотрению в судах общей юрисдикции в ином судебном (процессуальном) порядке (ч. 5 ст. 1 Проекта).

Отдельно указано, что положениями Проекта не планируется регулировать производство по делам об административных правонарушениях (ч. 6 ст. 1 Проекта).

В случае принятия Проекта Кодекс административного судопроизводства планируется ввести в действие с 1 января 2014 г.

наверх

Подписка на рассылку обзоров

code:xzpreview,subj:Подписка на обзор,email,hid:Подписка на обзор Законопроекты Будь готов,submit:Подписаться

Для подписки на получение обзоров "Законопроекты. Будь готов!" по электронной почте введите Ваш email и нажмите Подписаться. Мы обязуемся не присылать спам и не передавать ваши данные третьим лицам.

  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru